Порядок работы на радиостанции Р-173М
Видео как бы тупое, автор молчит как рыба об лед… Но если напрячь память, то все становится понятным, ибо автор молча показывает как настраивать радиостанцию.

Интересно, а есть видосик где с объяснениями ?

Кто может видел такое видео — выставьте тут


Машина оборудована средствами внешней и внутренней связи для обеспечения внешней связи служат радиосредства, состоящие из радиостанции Р-173 и радиоприемника Р-173П, а для обеспечения внутренней связи—переговорное устройство Р-174 с шлемофонами ТШ4.

Электропитание средства связи получают от бортовой сети машины через предохранители с табличками РАЦИЯ и ТПУ, расположенными на щитке.

Радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П работают на одну общую антенну. Состав установленных на машину средств связи указан в формулярах (или паспортах) на конкретные средства связи, входящих в комплект эксплуатационных документов машины.

РАДИОСРЕДСТВА

Приемопередатчик радиостанции Р-173 и радиоприемник Р-173Г1 размещены в отделении управления справа от командира машины на специальных кронштейнах. Антенное устройство и блок антенных фильтров Р-173-14 (БАФ) смонтированы в правой задней части корпуса машины: антенна на крыше, а БАФ на боковой стенке ниши аккумуляторных батарей.

Ящик ЗИП радиоприемника размещен на нише 3-го правого колеса. Ящик ЗИП радиостанции размещен между нишами 1-го и 2-го правых колес под патронными коробками. Над многоместными сиденьями внутри корпуса машины с помощью ремней закреплена укладка основных и запасных антенных штырей в чехле.

Радиостанция Р-173 предназначена для обеспечения двусторонней телефонной радиосвязи между подвижными объектами при движении и на стоянке.

Радиоприемник Р-173П предназначен для приема телефонной информации. Радиосредства обеспечивают дальность связи на среднепересечённой местности при работе на основную штыревую антенну, длиной 3 м, ориентировочно 20 км.

Допускается работа на штыревые 1 и 2 м аварийные антенны на сближенных расстояниях.

Характеристика:

Количество рабочих частот……………… 1840

Количество заранее подготовленных частот……….. 10

Шаг сетки частот, кГц………………… 1

Мощность передатчика, Вт, не менее………….. 25

Время перестройки ЗГТЧ, с, не более………….. 3

Масса приемопередатчика радиостанции, кг………. 30

Масса радиоприемника Р-173П, кг…………… 15

Рис. 1. Радиостанция Р-173

1 – памятка УСТАНВКА ЗПЧ; 2 – табло ЗПЧ ЧАСТОТА кГц для цифровой индикации ЗПЧ и рабочей частоты; 3 – световой индикатор тонального вызова «ВЫЗОВ»; 4 – десять кнопок выбора и подготовка ЗПЧ; 5 – планка для карандашных пометок; 6 – переключатель МОЩНОСТЬ для перевода радиостанции в режим полной мощности или малой мощности; 7 – световой индикатор режима передачи ПРД; 8 – кнопка ТОН для посылки тонального вызова; 9 –переключатель ПОДАВИТЕЛЬ ШУМОВ; 10 – клемма корпуса для подключения к корпусу машины; 11 – высокочастотный разъем ВЧ ХР5 для подключения антенны или БАФ; 12 – ручка ГРОМКОСТЬ ПРМ для регулирования громкости сигнала радиоприемника; 13 –переключатель включения питания радиостанции ПИТАНИЕ; 14 – ручка регулятора громкости; 15, 17, 18 – пробки; 19 – фиксатор ЗАПИСЬ-РАБОТА; 20 – кнопка СБРОС; 21 – кнопка ТАБЛО для включения табло; 22 – разъем ПРМ ХР3 для подключения радиоприёмника; 23 – разъем НЧХР2 для подключения переговорного устройства; 24 – разъем ДУ КР4 для подключения питания БАФ; 25 – разъем БСХР1 для подключения шины бортовой сети машины

Корпуса радиопередатчика и радиоприемника пылебрызго- защищены. Для защиты от воздействия механических нагрузок они установлены на амортизационные рамы. Все органы управления и контроля расположены на передних панелях приемопередатчика и радиоприемника.

Рис. 2 Электрическая схема соединений средств радиосвязи

ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО

Переговорное устройство Р-174 предназначено для внутренней телефонной связи между членами экипажа машины, для выхода командира машины, наводчика и механика-водителя на внешнюю связь через радиостанцию и прослушивание радиоприемника. При работе с аппаратурой используются шлемофоны ТШ4, имеющие низкоомные ларинготелефонные гарнитуры ГВШ-Т-13. В комплект переговорного устройства, установленного в машине, входят приборы: БВ34, БВ35, БВ37, МТ2 и РП.

Рис. 3. Прибор БВ34 Рис. 4. Прибор БВ35

Прибор БВ34 командира машины установлен на ограждении лебедки перед сиденьем командира машины. К нему подсоединен прибор МТ2 (нагрудный переключатель) с кабелем длиной 2,2 м.

Прибор БВ35 наводчика установлен внутри машины на крыше между люками механика-водителя и командира машины. К нему подсоединен прибор МТ2 с кабелем длиной 2,2 м.

Прибор БВ37 механика-водителя установлен на нише первого левого колеса слева от сиденья механика-водителя. К нему подсоединен прибор МТ2 с кабелем длиной 1,2 м.

Прибор РП (проходной разъем) стрелка-пулеметчика установлен на нише второго левого колеса. К нему подсоединен прибор МТ2 с кабелем длиной 1,2 м.

Прибор РП стрелка-пулеметчика установлен на нише второго правого колеса. К нему подсоединен прибор МТ2 с кабелем длиной 1,2 м.

Прибор РП (дополнительный) установлен на перегородке отделения силовой установки. К нему подсоединен прибор МТ2 с кабелем длиной 2,2 м.

Приборы МТ2 уложены в специальные сумки и находящиеся в непосредственной близости от приборов БВ34, БВ35, БВ37 и РП.

В машине уложены пять шлемофонов: три—в сумке на сиденье командира машины и два—в сумке, которая находится под одноместным левым сиденьем.

Общее устройство

Переговорное устройство выполнено в виде отдельных приборов, электрически соединенных между собой и со средствами радиосвязи, установленными в машине, с помощью кабелей и жгутов проводов, оканчивающихся розетками разъемов. Розетки соединительных кабелей и жгутов сочленяются с соответствующими вилками разъемов, установленными на приборах.

Конструкция приборов обеспечивает пылебрызгозащиту.

Для предохранения от воздействия внешних механических нагрузок к корпусам приборов (кроме прибора МТ2) приклепаны прокладки из многослойной прорезиненной ткани, выполняющие роль амортизаторов. Соединения приборов с корпусом машины производятся через тросики металлизации, имеющие кабельные наконечники.

Все органы управления переговорным устройством расположены на передних панелях приборов БВ34 и БВ35.

Прибор БВ34 имеет следующие органы управления:

— переключатель рода работ на четыре рабочих положения: ВС, РСт1, РСт2 и Прм;

— переключатель — ВОДИТЕЛЬ, имеющий два рабочих положения: ВС и РСт1;

— переключатель БС-ОТКЛ., включающий питание на комплект переговорного устройства;

— кнопка ВЫЗОВ посылки вызова на радиостанции;

— регулятор громкости ГРОМК., обеспечивающий регулировку напряжения, подаваемого на телефоны абонентов.

Прибор БВ35 имеет один орган управления—переключатель рода работ на четыре рабочих положения: ВС, РСт1, РСт2, Прм.

Более полное описание устройства радиосредств, а также правила пользования и технического обслуживания их изложены в следующих эксплуатационных документах, входящих в комплект эксплуатационных документов машины:

— «Радиостанция Р-173. Техническое описание и инструкция по эксплуатации»;

— «Радиоприемник Р-173П. Техническое описание и инструкция по эксплуатации»;

— «Аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174. Техническое описание и инструкция по эксплуатации»;

Рис. 6. Радиостанция Р-173

1 – памятка УСТАНВКА ЗПЧ; 2 – табло ЗПЧ ЧАСТОТА кГц для цифровой индикации ЗПЧ и рабочей частоты; 3 – световой индикатор тонального вызова «ВЫЗОВ»; 4 – десять кнопок выбора и подготовка ЗПЧ; 5 – планка для карандашных пометок; 6 – переключатель МОЩНОСТЬ для перевода радиостанции в режим полной мощности или малой мощности; 7 – световой индикатор режима передачи ПРД; 8 – кнопка ТОН для посылки тонального вызова; 9 –переключатель ПОДАВИТЕЛЬ ШУМОВ; 10 – клемма корпуса для подключения к корпусу машины; 11 – высокочастотный разъем ВЧ ХР5 для подключения антенны или БАФ; 12 – ручка ГРОМКОСТЬ ПРМ для регулирования громкости сигнала радиоприемника; 13 –переключатель включения питания радиостанции ПИТАНИЕ; 14 – ручка регулятора громкости; 15, 17, 18 – пробки; 19 – фиксатор ЗАПИСЬ-РАБОТА; 20 – кнопка СБРОС; 21 – кнопка ТАБЛО для включения табло; 22 – разъем ПРМ ХР3 для подключения радиоприёмника; 23 – разъем НЧХР2 для подключения переговорного устройства; 24 – разъем ДУ КР4 для подключения питания БАФ; 25 – разъем БСХР1 для подключения шины бортовой сети машины


ПОРЯДОК РАБОТЫ НА РАДИОСТАНЦИИ Р-173М

Особенности работы на радиостанции. Радиостанция допускает круглосуточную работу на прием, а также при соотношении времени передачи и приема, равном 1:2, при пониженной и нормальной (+25 °С) температуре и при соотношении 1:5 при повышенной температуре окружающей среды. Следует иметь в виду, что при каждом нажатии кнопки ЗПЧ радиостанция кратковременно выходит на передачу, поэтому нужно избегать нажимания кнопки без необходимости.

Для начала передачи нажать тангенту нагрудного переключателя ПРД, по окончании – отпустить тангенту.

В радиостанции предусмотрены передача и прием тонального вызова.

Для посылки вызова необходимо нажать тангенту ПРД и кнопку ТОН. При этом в телефонах будет прослушиваться звуковой сигнал частотой 1000 Гц и светиться индикатор ВЫЗОВ.

При приеме сигнала вызова от корреспондента загорается индикатор ВЫЗОВ и прослушивается тональный сигнал частотой 1000 Гц в телефонах.

При работе на близкие расстояния (10–15 км), когда в паузах речи шумы в телефонах подавлены до соотношения времени паузы и речи, равного 1:10 и более, предпочтительно работать со включенным подавителем шумов.

При работе на предельных дальностях, когда речь начинает прерываться (режим порога срабатывания подавителя шумов), необходимо подавитель шумов выключить.

При движении гусеничных объектов по сухому песку и снегу, по сухим пыльным дорогам с твердым покрытием возникают электростатические и контактные помехи, значительно уменьшающие дальность связи. Обнаруживаются помехи по появлению треска в телефонах. Для борьбы с такими помехами в радиостанции предусмотрен подавитель помех. Для его включения тумблер ПОДАВИТЕЛЬ ПОМЕХ установить в положение ВКЛ.

Следует помнить, что включение подавителя помех приводит к ухудшению избирательности приемника и пользоваться им нужно только в случае наличия импульсных помех (тресков в телефонах).

В радиостанции предусмотрена возможность работы передатчика пониженной мощности. Режим пониженной мощности используется при работе на сближенных расстояниях. Для этого тумблер МОЩНОСТЬ установить в положение МАЛАЯ.

Расположение на местности и дальность связи.Радиостанция при работе на двухметровую штыревую антенну в движении обеспечивает дальность связи до 20 км. Однако дальность связи может отличаться от указанной в зависимости от параметров объектов (уровень радиопомех, диаграмма направленности, высота и т. д.).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
При расположении на местности необходимо избегать размещения вблизи возвышенностей, насыпей, железобетонных и металлических зданий и сооружений, опор и линий электропередачи, а также в низинах, оврагах и балках.

Работа на аварийную антенну.

В случае повреждения штыревой антенны или антенного изолятора связь на небольшие дальности можно осуществлять на аварийную систему – отрезок провода длиной 3 м с разъемом на конце для подключения к радиостанции. Конец провода выбрасывается через люк наружу, на стоянке поднимается на палке. Тумблер МОЩНОСТЬ передатчика должен быть установлен в положение МАЛАЯ.

После подключения аварийной антенны радиостанция настраивается вновь нажатием кнопки номера ЗПЧ.

Работа радиостанции с переговорным устройством.Тумблер ПУ – ОА на передней панели радиостанции должен быть в положении ПУ. Разъем НЧ радиостанции соединяется кабелем с переговорным устройством.

Переключение с приема на передачу, прием и передача речевой информации осуществляются с аппарата командира (БВ-34), аппаратов наводчика (БВ-35, БВ-36) и аппарата механика-водителя (БВ-37) (при преодолении водных преград).

РАДИОСТАНЦИЯ Р-163-50У

Радиостанция Р-163-50У ультракоротковолновая приемопередающая, с частотной модуляцией. Она предназначена для замены радиостанций Р-173 и Р-123.

Диапазон рабочих частот 30–79,999 МГц. Мощность 30 Вт.

Дальность связи: на стоянке – 40 км, в движении – 20 км.

Подключение радиостанции.Радиостанция устанавливается на штатное место в объекте и закрепляется крепежными винтами. Питание радиостанции осуществляется от бортовой сети объекта с параллельно подключенными аккумуляторами. При необходимости отключения и проведения других работ на системе бортовой сети объекта необходимо отключать радиостанцию тумблером ПИТАНИЕ.

Запрещается:

включать питание радиостанции без аккумуляторов;

работать на радиостанции с отключенной антенной;

работать непрерывно на радиостанции в режиме «Передача» более 3 мин;

отключать питание радиостанции при подготовке ЗПЧ, адресов и кодограмм и после включения до появления на табло пульта Управления номера ЗПЧ.

Подготовка радиостанции к работе включает: осмотр радиостанции, подготовку рабочих частот, установку режимов и видов работ, проверку работоспособности.

Осмотр радиостанции.При внешнем осмотре проверяются наличие действующего и запасного имущества, надежность крепления радиостанции в объекте (ослабленные болты подтягиваются). Необходимо убедиться в правильности и надежности подключения кабелей и «массы» объекта к клемме КОРПУС радиостанции.

Проверить исправность антенного изолятора-амортизатора. При необходимости очистить от грязи, при этом категорически запрещаетсяиспользовать керосин, бензин, дизельное топливо, масло.

Снять заглушку с антенного амортизатора и установить антенну.

Подготовка рабочих частот. Радиостанция обеспечивает в режиме «Запись» подготовку 16 заранее подготовленных частот (ЗПЧ) (с 00 по 15) в режиме «Оконечная аппаратура («ОА») и 10 ЗПЧ в режиме «Переговорное устройство» («ПУ») (с 0 по 9). В режиме «Работа» обеспечивается переключение 10 ЗПЧ (с 0 по 9) одним нажатием соответствующей цифровой кнопки. Доступ к ЗПЧ (с 10 по 15) обеспечивается для внешних средств автоматизации связи.

Для подготовки ЗПЧ нужно:

установить тумблер ПИТАНИЕ в положение ВКЛ.;

установить режим «Запись» нажатием кнопки ЗП – индикатор ЗП высвечивается, в первых двух разрядах цифрового табло индицируется номер ЗПЧ, а в пяти последних – значение ранее записанной частоты;

набрать номер ЗПЧ поочередным нажатием двух цифровых кнопок в режиме «ОА» и одной кнопки в режиме «ПУ», контролируя индикацию в первых двух разрядах цифрового табло;

стереть прежнее значение частоты нажатием кнопки С – разряды индикации частоты погаснут;

набрать новое значение частоты цифровыми кнопками – при наборе последней цифры значения частоты радиостанция переходит в режим автоматической настройки, а записи кодов настройки–в память радиостанции.

Настройка и запись сопровождаются словами индикации:

Н Н Н Н
З А П Ч

После записи на табло индицируется слово индикации

0…1 0…9 3…7 0…9 0…9 0…9 0…9

Если при наборе значения частоты обнаружена ошибка, следует стереть ошибочно набранное значение частоты нажатием кнопки С и набрать требуемое значение частоты. Аналогично записываются остальные ЗПЧ.

Примечание. Повторный набор номера ЗПЧ переводит радиостанцию в режим автоматической настройки с переходом на несколько секунд в режим передачи малой мощности.

После набора нужных ЗПЧ необходимо перевести радиостанцию из режима «Запись» в режим «Работа», для чего повторно нажать кнопку ЗП – индикатор ЗП должен погаснуть, а на табло высвечивается слово индикации

(1) 0…9

(основное слово индикации).

Для контроля значения ЗПЧ в режиме «Симплекс» («СМ») необходимо нажать кнопку Т, при этом на время нажатия кнопки на табло пульта радиостанции в последних пяти разрядах высвечивается значение рабочей частоты

0…1 0…9 3…7 0…9 0…9 0…9 0…9

Для контроля значения ЗПЧ в режимах «Двухчастотный симплекс» («ДС») и «Дуплекс» («Д») необходимо нажать кнопку Т: для частоты передачи – один раз; для частоты приема – два раза. Во время нажатия кнопки произвести отсчет значения частоты. При этом высвечивается слово индикации:

(1) 0…9 П 3…7 0…9 0…9 0…9 0…9

или соответственно

0…1 0…9 3…7 0…9 0…9 0…9 0…9

Переключение (выбор) ЗПЧ осуществляется нажатием одной из цифровых кнопок.

Установка режимов и видов работ. Переключатель ПУ.В положении ПУ тумблера ОА-ПУ радиостанция работает в режимах «СМ-ТЛФ», «ДС-ТЛФ». Вид работы «Телеграф» («ТЛГ») и режим «Д» блокируются, выходное напряжение низкой частоты на разъеме АВСК составляет не менее 11В, что обеспечивает стыковку с АВСК Р-174. В этом положении допускается непосредственное подключение к радиостанции ларинготелефонной гарнитуры из комплекта АВСК.

В положении ОА тумблера ОА-ПУ радиостанция может использоваться во всех режимах и видах работ, кроме режима «Д», который включается только при работе с дополнительным приемником Р-163-УП через кабель 2РС.

В режиме «Работа» нажать кнопку РЖ, при этом должен засветиться индикатор РЖ, а на табло пульта индицируется слово индикации

(1) 0…9 Р

Нажать цифровую кнопку, соответствующую выбранному режиму или виду работы. При этом в пятом разряде табло на время нажатия кнопки высвечивается номер набираемого режима, после чего выбранный режим или вид работы высвечивается соответствующим индикатором. При выборе режима «Дежурный прием» («ДП») нажатие кнопки 9 сопровождается словом индикации

П Р

Если набираемый режим заблокирован по какой-либо причине (режим «Д» – из-за отсутствия второго радиосредства, режим «ТЛГ» – в положении ПУ тумблера ОА–ПУ и т. д.), переключения радиостанции в этот режим не произойдет.

Повторно нажать кнопку РЖ – должен погаснуть индикатор РЖ, после чего радиостанция готова к работе в выбранном режиме. Для отмены режима «ДП» в режиме «Работа» набрать номер ЗПЧ, на которой будет продолжаться работа.

Включение подавителя помех (ПП) и подавителя шумов (ПШ) производится только в режиме «Работа» нажатием кнопок ПП и ПШ и контролируется по свечению индикаторов ПП и ПШ. Для выключения ПП или ПШ нужно вторично нажать соответствующую кнопку, при этом должны погаснуть индикаторы ПП или ПШ соответственно.

Реверс частотами со вторым радиосредством (при его наличии) производится нажатием кнопки РВ, с контролем смены номера ЗПЧ на цифровом табло. Вторичное нажатие кнопки РВ приводит к возвращению радиосредствам прежних номеров ЗПЧ.

Включение видов работы АД или ТК производится нажатием одноименных кнопок с индикацией на цифровом табло слов

0…1 0…9 А 0…9 0…9 0…9 0…9

и

0…1 0…9 Ь 0…9 0…9 0…9 0…9

соответственно, причем выбор режимов может производиться как в режиме «Запись», так и в режиме «Работа».

Для отмены режимов «АД» и «ТК» необходимо нажать кнопку С один раз для режима «АД» и два раза для режима «ТК».

Для отмены режимов и видов работ при нажатой кнопке РЖ необходимо:

для режимов «Автоматизированный переход на резерв» («АПР»), «Управление ретранслятором по радиоканалу» («У»), «Дистанционное управление передатчиком ретранслятора («ДУ»), «ДП» нажать кнопку, соответствующую отмененному режиму, контролируя индикацию режимов;

для режимов «ДС», «СМ», «Д» и видов «ТЛФ», «ТЛГ» нажать кнопку, соответствующую вновь набираемому режиму или виду работ, при этом индикация должна соответствовать новой комбинации режимов и видов работы.

Нажать кнопку РЖ – индикатор РЖ должен погаснуть.

Нажатием кнопки В для видов работ «ТЛФ» и «ТЛГ» переводят радиостанцию в режим передачи на время удерживания кнопки в нажатом состоянии, при этом радиостанция излучает сигнал, модулированный частотой 1000 Гц. Нажатием кнопки В при видах работ «Адресный вызов» («АД») и «Сигнально-кодовая связь» («ТК») переводят радиостанцию в режим передачи избирательного (циркулярного) вызова или кодограмм сигнально-кодовой связи на время, определяемое самой радиостанцией.

При отключения питания радиостанции в ее памяти запоминаются режимы и виды работ: «СМ», «ДС», «Д», «ТЛФ», «АПР». Остальные режимы и виды работ не запоминаются и при необходимости должны быть набраны вновь.

Мощность передатчика МАЛАЯ или ПОЛНАЯ устанавливается тумблером МОЩНОСТЬ.

Проверка работоспособности. Для этого необходимо:

установить органы управления в режиме «Работа» в исходные положения:

кнопки ПП и ПШ – выключены;

тумблер МОЩНОСТЬ — в положение МАЛАЯ;

регулятор РРГ1 – в среднее положение;

регулятор РРГ2 – в крайнее левое положение;

тумблер ПИТАНИЕ – в положение ВКЛ.;

проверить переключение режимов и видов работ согласно п. 1.2 Инструкции по эксплуатации радиостанции, затем установить радиостанцию в режим «СМ» и вид работы «ТЛФ», перевести радиостанцию на выбранную ЗПЧ.

Радиостанция находится в режиме «Прием», при этом в телефонах гарнитуры должен прослушиваться равномерный шум. При нажатии кнопки ПШ громкость шумов должна резко уменьшиться, что свидетельствует об исправной работе подавителя шумов. Нажать тангенту нагрудного переключателя. При этом на Цифровом табло высвечивается слово индикации

(1) 0…9

а в телефонах гарнитуры исчезает шум и появляется прослушивание собственной речи. Регулятором РРГ1 установить нормальную громкость прослушивания. Отпустить тангенту – радиостанция переходит в режим приема.

Установить тумблер МОЩНОСТЬ в положение МАЛАЯ и нажать тангенту нагрудного переключателя – на табло пульта должно высветиться слово индикации

(1) 0…9 П

Установить тумблер МОЩНОСТЬ в положение МАЛАЯ. Если при нажатии тангенты нагрудного переключателя на табло пульта индицируется слово индикации

(1) 0…9

(светится средний сегмент третьего разряда), то это свидетельствует о неисправности тракта передачи.

Переключение ЗПЧ осуществляется нажатием одной из цифровых кнопок. При отключении и повторном включении радиостанции она остается настроенной на ту ЗПЧ, на которой она находилась до момента отключения. В правой части цифрового индикатора в двух последних разрядах возможно высвечивание условного значения уровня принимаемого сигнала, которое позволяет при определенном навыке судить об удаленности корреспондента, если идет прием полезного сигнала, или об уровне помехи, действующей на данной частоте. Для анализа качества радиоканала необходимо нажать кнопку Т дважды в режимах «СМ» и «Д» и трижды в режимах «ДС» и, не отжимая кнопку, произвести контроль уровня принимаемого сигнала. Значение условного уровня принимаемого сигнала высвечивается

0…9 0…5 0…5

с периодическим обновлением во время нажатия кнопки.