В продолжении предыдущей темы: о первых танковых отрядах, первых боях в годы когда еще только зарождались легендарные танковые войска. Предлагаю вашему вниманию авторскую статью с Яндекс Дзет с канала — «Исторический броневичок».
Данная статья называется:
Партизанская броня: красные танки на Дальнем востоке
23 января

Приветствую вас друзья! В одной из предыдущих статей, посвященной автотанковым отрядам Красной Армии, я обещал подробнее рассказать о танковых частях красной армии действовавших на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны. Сегодня о них и пойдет наш рассказ.
История их появления довольно занятная. Ещё в 1919 году правительство адмирала Колчака неоднократно запрашивало у союзников поставить танки. Союзники как-бы обещали, кивали головами, но выполнять обещанное совсем не торопились. Потому, до самого своего поражения, ни одной боевой машины колчаковские армии так и не получили.
Первыми танками попавшими на русский дальний восток стали легкие «Renault» FT-17. Десять таких машин было доставлено американцами во Владивосток в марте 1920 года в качестве усиления своего военного контингента. После выгрузки в порту танки поместили в закрытые железнодорожные вагоны, в которых они и простояли некоторое время под видом «помощи американского Красного Креста».РЕКЛАМАopenday.yachtingacademy.ruПерейти
Сами американцы их использовать как-то не торопились, поскольку особо в боевые действия старались не ввязываться, по большому счету ограничиваясь «присмотром» за японскими «коллегами» по интервенции. Так бы и стояла «гуманитарка» дальше, если бы о содержимом вагонов не узнала разведка красных партизан. Подпольщикам удалось установить контакт с железнодорожным машинистом и сцепщиком вагонов, которые сочувствовали большевикам, и уговорить заменить вагоны с танками на пустые. А состав с танками, замаскированный под эшелон с хлебом, удалось увести из под носа интервентов и белых прямиком в Благовещенск — к красным партизанам. В общем, Джеймс Бонд нервно курит в уголке!
По прибытии выяснилось, что ни на одном из танков нет ни вооружения, ни магнето, ни ремней привода вентиляторов. Видимо поэтому предыдущие хозяева их и не использовали, ждали когда подвезут недостающее. Поэтому процесс приведения боевых машин в пригодное к использованию состояние затянулся до лета 1920 года. Удалось часть машин вооружить 37-мм пушками «Гочкис», а также пулеметами «Максим» и «Гочкис». Последние судя по всему двух моделей 1914 -го и 1909 гг.
Помимо этого партизанские умельцы провели некоторый «апгрейд» заморских боевых машин: для защиты в бою стволов пулеметов от пуль и осколков на башнях некоторых машин смонтировали броневые «щеки» довольно больших размеров.
Правда «щеки» на тех танках, на которых они были установлены, ограничивали угол поворота башни назад, поскольку цеплялись за крышу моторного отсека. В результате в кормовой части танка образовалась «мертвая зона», в которой не могло действовать его вооружение. Экипаж каждого танка составлял три человека. Можно представить с каким «удобством» приходилось работать танкистам — напомним, что штатный экипаж «Рено» состоял из двух человек.
Стремясь избежать прямого военного столкновения с Японией, советское правительство приняло решение о создании формально независимого буферного государства — Дальневосточной республики (ДВР) со столицей в Верхнеудинске. Она была провозглашена на Учредительном съезде трудящихся и партизан Забайкалья 6 апреля 1920 года. Советская Россия оказывала вновь созданному государству административную, дипломатическую и военную помощь. В частности при поддержке РСФСР были созданы вооруженные силы республики — Народно-революционная армия (НРА), основу которой составили бывшие партизанские отряды и ряд перешедших на сторону Советов колчаковских частей. Здесь и проходила дальнейшая служба танков, добытых амурскими партизанами.
В августе 1920 года в составе НРА ДВР был сформирован 1-й Амурский тяжелый танковый дивизион. В него входили пять танковых взводов и хозяйственная команда. В каждом взводе было по две машины. В дополнение к тактическим номерам, оставшимся от прежних «хозяев» каждый танк получил собственное имя. Распределены они были следующим образом:
1-й взвод — танки «Беспощадный» (№ 9254) и «Интернационал»№ 9141 .
2-й взвод — танки «Сивуч» (№ 4320) и «Зоркий» (№ 9108).
3-й взвод — танки «Лазо» (№ 9446) и «Мухин» (номер неизвестен).
4-й взвод — танки «Революционер» (№ 9092) и «Гроза» (№ 1871).
5-й взвод — танки «Амурец» (№ 1930) и «Мститель» (№ 9096).
20 сентября 1920 года командир дивизиона Н. Шамрай докладывал в штаб Амурского фронта ДВР о состоянии вверенной ему части:
Доношу, что в настоящее время в Благовещенске находится шесть танок (прим. — так в оригинале документа), из коих пять исправны и один находится в разобранном виде в ремонте. Но ввиду неимения в танках патентованных вентиляторных ремней и неполного вооружения танок, таковые не могут быть использованы к действии. Вооружение танок следующее:
1) две танки во неимение вооружения совершенно не вооружены;
2) две танки, каждая вооружена одним 37-мм японским скорострельным орудием, у коих нет боевых пружин. Заказ на пружины сделали в срочном виде на заводе Чевурина и по изготовлении таковых орудия могут быть приведены в действие;
3) две танки, каждая вооружена по одному пулемету: системы „Гочкис“ и „Максим“. К пулемету „Максим“ нет запасных частей, как то: ствола и замка. В настоящее время имеется: снарядов 350 штук, 5000 патрон к пулемету „Гочкис“ и 250 патрон при одной только ленте к пулемету „Максим“.

Н. Шамраем была разработана «Инструкция порядка введения танок в бой при полевой обстановке». Несмотря на такое странное для современного читателя название, в ней были учтены ключевые тактические моменты и понимание ограниченных возможностей тогдашней боевой техники. Предполагалось использование танков группами (не менее чем по два), чтобы не только обеспечить должную ударную и огневую мощь, но и оказывать морально-устрашающее воздействие на противника. Одним из главных условий успешного применения танков указывалось по возможности небольшое расстояние проходимое ими до места вступления в бой, «дабы танки могли пройти самостоятельно с боем большое расстояние», т.е. был продуман момент сбережения моторесурса и сил экипажей для непосредственно боя.
Летом-осенью 1920 года танки повзводно действовали против белых в составе войск Амурского фронта. Так 19 октября 1920 года части 5-й Амурской бригады ДВР при поддержке танков 3-го взвода атаковали части атамана Семенова на ст. Урульга. По началу белые открыли сильный артиллерийско-пулеметный огонь по наступающим, но появление танков стало для них полнейшей неожиданностью — подобных «стальных чудовищ» забайкальские казаки отродясь не видали, и потому в панике бежали оставив позиции. В результате пехота армии ДВР заняла станцию вообще без потерь.
Танки использовались еще в нескольких боях в течение 1921 года, причем на некоторых машинах первоначальное вооружение заменили на другое. К концу года все «Рено» вышли из строя по техническим причинам. Запчасти и необходимый специнструмент для проведения ремонта отсутствовали. Поэтому в декабре 1921 года по решению военного совета НРА ДВР танки были отправлены для ремонта в Россию. Только 2-й взвод «в силу сложившейся боевой обстановки» был оставлен в составе НРА. По донесению начальника бронечастей НРА,
в состав взвода входят два танка французского типа „Бабэ“. „Зоркий“ вооружен пулеметом „Гочкиса“ с удлиненным кавалерийским прикладом (патроны в обоймах), „Сивуч“ — пулеметом „Максим“. Из инструмента для ремонта и разборки имеется только один французский ключ. Запасных частей нет совершенно.
К концу января 1922 года удалось привести в порядок только один танк»Зоркий». 29 января он убыл на фронт. По приказу начальника Восточного фронта ДВР, 9 февраля танк направлен в район занятой частями Белоповстанческой армии генерала В.М. Молчанова станции Волочаевка, операцию по захвату которой готовило командование Народно-революционной армии ДВР. 10 февраля «Зоркий» был придан Особому амурскому полку и отправлен в стрелковую цепь. С наступлением темноты и ввиду сильного пулеметного огня белых, полк отошел в исходное положение. Танк решено было оставить у проволочного заграждения противника, чтобы утром совместно с пехотой начать наступление. Утром 11 февраля белые заметили едва начавший движение танк и открыли по нему огонь с бронепоезда «Каппелевец». Одним из снарядов у «Зоркого» разбило направляющее колесо, и машина остановилась. Ещё один снаряд пробил танк насквозь, чудом не уничтожив экипаж. После этого водитель и пулеметчики покинули поврежденный танк, взорвав гранатами бензобак.
На этом эпизоде и закончилась недолгая боевая служба танков армии Дальневосточной республики. Танки же отправленные на ремонт в Советскую Россию ещё некоторое время оставались на службе в составе других автобронетанковых частей РККА.
Источники: М. Коломиец «Танки в Гражданской войне», «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (энциклопедия).
Друзья! Если понравилась статья — ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на «Историческом броневичке»