Блуждая по инету в поисках интересных тем о танкистах и танковых войсках в итоге нарвался на одну очень интересную фотографию, которую вы видите на заставке. Далее нашел эту же фотографию, но уже в полноценном виде. Вполне возможно что ее и восстановили…

Но тема под названием фотографии показалась очень интересной. Как зарождались первые танковые подразделения, как служили танкисты и где, когда вступили в свой первый бой.

В общем начал собирать информацию, но в итоге попал на интересную статью, которая в полном объеме освещает данную тематику. Решил ни чего не переделывать, а преподнести ее так как и написал автор. Статья размещена в Яндекс Дзене в сообществе — «Исторический броневичок».

Единственно, что добавил так это несколько интересных фотографий и рисунков из тех времен, когда только еще зарождались наши легендарные танковые войска.

И так, статья называется:

Автотанковые отряды Красной армии: создание и первые бои

«Авто-танковые отряды Красной армии: создание и первые бои» от 16 декабря 2021

Приветствую вас друзья! По указанию Советского правительства в 1918 году началось создание Броневых сил РККА. 31 января 1918 года приказом Народного комиссариата по военным делам был образован первый центральный орган управления всеми броневыми частями Красной армии, сокращенно – Центробронь.

Несмотря на всевозможные трудности создание броневых сил молодой Красной Армии шло довольно скорыми темпами. К 1 октября 1920 года в составе Броневых сил РККА имелось: 51 автобронеотряд (216 бронемашин), 103 бронепоезда и бронелетучки, 16 десантных отрядов при бронепоездах. Как можно заметить, основную массу бронетехники составляли бронеавтомобили и бронепоезда, которые были освоены в производстве либо были закуплены еще в период мировой войны для русской армии. С танками дело обстояло по другому.

Первые танки у Красной армии появились весной 1919 года. 18 марта 1919 года в бою с войсками интервентов и белогвардейскими отрядами у станции Березовка, что неподалеку от Одессы, войсками 1-й Заднепровской стрелковой дивизии 2-й Украинской Советской армии были захвачены четыре легких танка «Рено» ФТ-17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии французской армии. Один из них был отправлен в Москву в качестве подарка В.И. Ленину. Позднее он стал образцом для создания первого танка отечественного производства.

Легкий танк "Рено" ФТ-17, вооруженный 37-мм пушкой, из состава "Броневого дивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины", 1919 год.
Легкий танк «Рено» ФТ-17, вооруженный 37-мм пушкой, из состава «Броневого дивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины», 1919 год.

Три других вошли в состав сформированного в апреле 1919 года в Харькове «Броневого дивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины», куда помимо танков входило и несколько бронеавтомобилей. Из этих трех один в конце апреля отправили в Москву для участия в первомайском параде на Красной площади. В мае — июне дивизион участвовал в боях против отрядов Григорьева и Махно. В конце июня дивизион был переброшен в район Новомосковска (Екатеринославская губерния) и 26 июня вступил в бой с частями наступавшей Добровольческой армии, в котором танки, действовавшие без пехотного прикрытия, были захвачены белыми. «Парадный» танк в середине мая 1919 года в составе автобронеотряда особого назначения ВЦИК, также отправился на Южный фронт. Кроме него в дивизионе были два пулеметных броневика «Остин». 26 мая материальная часть отряда досталась белым в качестве трофеев. В обоих случаях танки действовали в составе смешанных подразделений, которые создавались в некотором роде спонтанно, не имея ни единых штатов, ни инструкций.

В следующий раз Красной Армии удалось «разжиться» танками только весной 1920 года, когда были захвачены богатые трофеи после разгрома белых армий Вооруженных Сил Юга России под Новороссийском. Было захвачено в разной степени исправности не менее 20 боевых машин. Тогда-то и появилась возможность создавать полноценные специализированные танковые подразделения.

Инициативу формирования танковых частей в Красной армии весной 1920 года выдвинул начальник бронечастей 9-й армии Кавказского фронта П. Вершинин. В апреле 1920 года по его приказу в Екатеринодаре были организованы ускоренные курсы по подготовке танкистов из числа экипажей бронеавтомобилей, рассчитанные на 136 часов. Преподавателями на курсах стали восемь бывших офицеров-танкистов армии генерала Деникина.

Обучение танкистов на курсах в Екатеринодаре,  июнь 1920 года
Обучение танкистов на курсах в Екатеринодаре, июнь 1920 года

Основной тактической единицей становился автотанковый отряд. Согласно первоначальному штату, утвержденному приказом РВСР № 905/160, от 28 мая 1920 года 1-й автотанковый отряд состоял из командования, штаба, танкового взвода, включавшего в себя три разнотипных танка, команды управления и связи, технического и хозяйственного взводов, а также поездной команды закрепленного за отрядом железнодорожного эшелона. Автотанковый отряд насчитывал 81 человека, из которых 58 в боевых подразделениях и 23 в подразделениях обслуживания. Кроме, собственно, танков, отряду полагалось 3 легковых и 4 грузовых автомобиля, автоцистерна и автокухня, 3 мотоцикла, а также паровоз и 29 вагонов и платформ. С июля 1920 года в состав каждого автотанкового отряда добавилась команда прикрытия танков, состоявшая из 30 стрелков при двух пулеметах.

1-й автотанковый отряд в Смоленске, лето 1920 года. Снимок вероятно сделан уже после 4 июня, т.к. материальная часть отряда состоит из однотипных танков Mk-V.
1-й автотанковый отряд в Смоленске, лето 1920 года. Снимок вероятно сделан уже после 4 июня, т.к. материальная часть отряда состоит из однотипных танков Mk-V.

Формирование отрядов шло довольно высокими темпами. Уже мае-июне 1920 года вслед за 1-м автотанковым отрядом были сформированы и отправлены в Москву из Екатеринодара 2-й и 3-й, причем 2-й сразу же был отправлен на Западный фронт. Всего же до конца года было сформировано 11 автотанковых отрядов, по 3-4 танка в каждом и численностью 81-113 человек. В состав некоторых из них включались также артиллерийский взвод из двух полевых орудий.

Другим центром формирования танковых частей РККА стал Смоленск, куда в мае 1920 года из Петрограда прибыл 1-й танковый отряд.

Все танки Красной Армии были отнесены к трем основным типам: 1) тип «Б» («большой») – английский тяжелый танк Mk V («Рикардо»); 2) тип «С» («средний»)– английские танки Mk A «Уиппет» и Mk B («Тейлор»); 3) тип «М» («малый») – легкие танки типа FT-17 «Рено».

По своему статусу автотанковые отряды относились к средствам главного командования и предназначались для непосредственной поддержки пехоты при прорыве укрепленной обороны противника. Предусматривались два основных типа построения боевого порядка танков: в линию или ромб. При этом полоса наступления устанавливалась шириной от 500 до 2 000 метров. Рекомендовалось использовать танки совместно с бронепоездами и автобронеотрядами.

Боевое крещение первые советские танковые части получили в ходе советско-польской войны, которая являлась попыткой поляков вернуть себе границы территории Речи Посполитой до 1772 года и установить контроль над Белоруссией, Украиной, Литвой, обеспечив себе главенствующее положение в Восточной Европе. Боевые действия поляки начали еще в конце 1918 года, а в апреля-августе 1919 года, пользуясь пользуясь тем, что основные силы Красной Армии были заняты борьбой на других фронтах, польская армия заняла почти всю Белоруссию и часть Украины.

Наступление польских войск на Восток. Февраль 1919 г. — апрель 1920 г.
Наступление польских войск на Восток. Февраль 1919 г. — апрель 1920 г.

Попытка предпринятая советской стороной в конце 1919 года решить вопрос путем переговоров успеха не имела. В 1920 году польское командование начало новое наступление. Польская армия, отлично снабженная и подготовленная Антантой, была весьма серьезным противником, имевшим к тому же на вооружении танки, бронеавтомобили, бронепоезда и самолеты. Понимая возможности противника командование Красной Армии начало перебрасывать на польский фронт только что сформированные танковые части.

Танк  Mk-A "Whippet" с именем "Стенька Разин" из состава 1-го автотанкового отряда,
Танк Mk-A «Whippet» с именем «Стенька Разин» из состава 1-го автотанкового отряда,

Первый бой состоялся на территории Белоруссии, неподалеку от деревни Столпище. Здесь ранним утром 4 июня 1920 года колонна польской пехоты с артиллерией, скрытно пройдя лесными тропами, вышла в тыл частей 30-й бригады 10-й стрелковой дивизии 16-й армии. В этот момент в Столпищах находились четыре бронеавтомобиля (два «Фиата», «Гарфорд» и «Ланчестер») 7-го и 35-го бронеотрядов. Узнав о появлении в нашем тылу польских частей броневики попытались прикрыть отход своих частей и вступили в бой с поляками. Но из-за хаоса, вызванного внезапностью польской атаки, и плохого состояния дорог атака броневиков не имела успеха и обернулась большими потерями. Две машины подбила польская артиллерия, ещё один броневик опрокинулся при маневрировании. В последствие все эти машины достались полякам в качестве трофеев.

При штабе 30-й бригады находился 1-й автотанковый отряд. Для поддержки броневиков командование выдвинуло Танк МК-А «Whippet» № 322 «Стенька Разин». Двинувшись по шоссе, а затем большаком, не доезжая до Столпище 1,5 версты он принял бой с противником. Танк подвергся атаке с воздуха и артиллерийскому обстрелу. Сброшенная с польского самолета бомба повредила один из пулеметов. Затем, во время артобстрела, у танка при повороте заглох левый мотор, и машина остановилась. У «уиппетов» каждый двигатель работал на свою гусеницу, поэтому продолжать движение на одном моторе было попросту невозможно.

Положение становилось безвыходным, снаряды ложились все ближе и ближе. Видя это, экипаж танка, сняв замки с пулеметов, покинул машину и стал отходить вместе со стрелками прикрытия. Как оказалось вовремя — последовавшими попаданиями снарядов танк был разбит. Таким образом, «первый блин вышел комом». Позднее танк, вернее то, что от него осталось, удалось разобрать и отвезти по частям в Могилев.

Танки 2-го автотанкового отряда на Западном фронте, лето 1920 года.
Танки 2-го автотанкового отряда на Западном фронте, лето 1920 года.

Следующий случай применить танки представился уже через месяц в ходе т.н. Июльской операции — наступления советского Западного фронта 4 – 22 июля 1920 г. с целью разгрома главных сил Северо-Восточного фронта польской армии и освобождение Белоруссии. 4 июля 1920 года, 33-й Кубанской стрелковой дивизии 15-й армии была поставлена задача — прорвать укрепленную позицию поляков в районе станции Зябки. Для выполнения поставленной задачи дивизии был придан в оперативное подчинение 2-й автотанковый отряд под командованием А. Моргуленко (по одним данным три танка MK-V по другим один MK-V и два «Рено» ФТ-17), а также 14-й автоброневой отряд (три броневика) и бронепоезд № 8. Танки перед этим прошли прошли основательный ремонт на Путиловском заводе в Петрограде. Вся бронетехника была сосредоточена на участке 293-го стрелкового полка, наносившего удар вдоль шоссе Полоцк-Молодечно и пересекающей его железной дороги.

Автотанковые отряды Красной армии: создание и первые бои

Железная дорога Полоцк-Молодечно проходит между двумя озёрами Свяда и Долгое. Расстояние между озёрами составляет менее одной версты. На перешейке польские войска 17-й пехотной дивизии генерала Енджеевского основательно укрепились. Было подготовлено три полосы окопов полного профиля, опорные пункты с пулеметными точками (всего порядка 50 станковых пулеметов), прикрытые двенадцатью рядами колючей проволоки и минными заграждениями. Прямо перед позициями протекала небольшая речка Аута, через которую были переброшены шоссейный и железнодорожный мосты. Последний, ввиду опасения использования красными бронепоездов, поляки заблаговременно взорвали.

Для достижения эффекта внезапности танки были подвезены к фронту на замаскированных железнодорожных платформах и выгружены на станции Зябки. В ночь с 3 на 4 июля войска заняли исходные позиции для атаки. Танкам ставилась задача прорыва проволочных заграждений, для последующего прохода своей пехоты, а затем поддерживать ее наступление и подавлять огневые точки противника..

14- й автобронеотряд должен был совместно с конницей наступать по шоссе и развить успех в глубину. На бронепоезд возлагалась задача огневой поддержки наступление танков и броневиков.

Действия советских танков в бою у д. Зябки 4 июля 1920 года.
Действия советских танков в бою у д. Зябки 4 июля 1920 года.

В 6 часов утра 4 июля 1920 года под прикрытием начавшейся артподготовки танки начали выдвигаться на исходный рубеж. Поляки ответили огнем практически немедленно. Воспользовавшись туманом бронепоезд № 8 вышел из-за станционных построек и двинулся от Зябков к взорванному мосту через Ауту. Поляки тотчас сосредоточили на нем огонь всех своих батарей. Бронепоезд начал маневрировать и продолжал вести огонь в движении. Забегая вперед отметим, что советский бепо в течение всего боя исправно поддерживал огнем атакующие части и оттянул на себя часть огня польских батарей.

Танкам тоже было нелегко: болотистая местность позволяла им двигаться только по дороге. Еще на подходах к неприятельским позициям один, съехав с нее, застрял в болоте, у второго сломался двигатель. В результате единственный танк с трудом смог дойти до проволочных заграждений. Но свою задачу по их прорыву он выполнил и вышел к первой линии неприятельских окопов. За ним из копов поднялась и пошла вперед красная пехота.

К этому времени польская пехота, узнав о прорыве фронта конницей красных севернее станции Зябки и боясь окружения, покинула свои позиции и стала отходить на восток. Попытка советского командования ввести в бой 14-й автобронеотряд вместе с конницей оказалась запоздалой. Вместо прорыва в глубину броневики ограничились поддержкой огнем пехоты и единственного танка. Однако, как бы там ни было, но поставленная перед 33-й стрелковой дивизией задача была выполнена и оборона противника прорвана.

Бой 4-го июля дал возможность сделать ряд полезных выводов, сказавшихся и на организационной структуре танковых частей Красной армии. Приказом РВСР № 1458/259 от 6 августа 1920 года в штат танкового автобронеотряда вносились изменения. С целью повышения огневой мощи подразделения, был введен второй танковый взвод, при этом количество машин увеличивалось до четырех (по 2 во взводе). Причем танки должны были быть одного типа — как минимум во взводе, чего однако не всегда удавалось достигнуть. Пропорционально, возросло и количество вспомогательной техники: в отряде по новому штату числилось 4 легковых и 4 грузовых автомобиля, 2 автоцистерны, 4 мотоцикла (из них 2 с коляской), 6 самокатов и автокухня. Увеличивалось и количество личного состава: 113 человек при укомплектовании MK-V и 109 — МК-А. Но в обоих случаях численность людей во вспомогательных подразделениях была одинаковой — 34 человека. Позже появилось и дополнение для отрядов, вооруженных легкими танками «Рено“. В них положено было иметь 89 человек, из них 55 в боевых подразделениях.

6 сентября 1920 года была утверждена «Инструкция по боевому применению танков“, в которой были определены основные положения по боевому применению танков в соответствии с боевыми свойствами и возможностями войск того времени, а также способы и приемы их действий. Фактически это был первый танковый устав Красной Армии. Танки в нем рассматривались все еще как вспомогательное средство для оказания помощи наступающей пехоте при прорыве обороны противника. «Инструкцией» регламентировались возможные боевые порядки танков, уделялось большое внимание организации взаимной огневой поддержке между танками, взаимодействию с артиллерией, особенно в вопросе прикрытия выхода танков в атаку.

Для управления в ходе боя рекомендовалось использовать специально разработанную систему условных знаков и команд, передаваемых с помощью семафоров, сигнальных флажков и ламп. Предусматривалось широкое использование в качестве средств связи мотоциклов и велосипедов.

Еще одним новшеством стало введение в штат отряда художника-маскировщика, отвечавшего за нанесение камуфляжной окраски на танки. Как правило применялся двухцветный камуфляж в виде крупных светло-зеленых и темно-зеленых пятен.

Как пример камуфляжной окраски времен Гражданской войны этот Мk V, снятый автором в Кубинке в 2014 году.
Как пример камуфляжной окраски времен Гражданской войны этот Мk V, снятый автором статьи в Кубинке в 2014 году.

В августе 1920 года автотанковые отряды стали перебрасывать для действий против Русской армии генерала Врангеля. К 22 октября 1920 года на Южном фронте находились: 1-й танковый отряд (три MK-V) в районе станции Белая Криница, 2-й танковый отряд (четыре MK-V) — Славгород, 3-й танковый отряд (три MK-V, один МК-А) — станция Камышеваха, 4-й танковый отряд (четыре MK-V) — Харьков. 1-й танковый отряд планировалось задействовать в боях на Каховском плацдарме . Однако, пройдя 70 километров своим ходом от Криницы до Береславля , все танки отряда поломались, и их пришлось ставить на ремонт.

В дальнейшем 1-й отряд хотели использовать при штурме укреплений Перекопа. С этой целью 6 ноября 1920 года несколько танкистов были посланы для обследования Турецкого вала. После их доклада от использования танков здесь пришлось отказаться:

Глубина рва (три сажени) и высота вала (пять сажень) не позволяют пустить танки, так как откос слишком крут и танк при движении перевернется. В районе Сиваша почва мягкая, танк застрянет. Со стороны Перекопского залива вал выходит в воду и берег минирован. Через ворота не пройти ввиду артобстрела стоящих у ворот орудий.

Таким образом использование красных танков против белой армии так и не состоялось. Их роль ограничилась буксировкой своих белых «собратьев», подбитых на Каховском плацдарме.

В боях против белых войск танки применялись на Дальнем Востоке. В составе армии Дальневосточной республики (ДВР) — буферного государства между Советской Россией и Японией, созданного в апреле 1920 года по инициативе Москвы, был создан Амурский тяжелый танковый дивизион. Он довольно активно участвовал в боях с частями атамана Семенова, а также белоповстанческой армией в 1920-1922 годах. Однако довольно объемная и интересная тема появления и применения дальневосточных танков заслуживает отдельной статьи.

В 1921 году 2-й автотанковый отряд (четыре Мk-V) в составе 11-й армии совместно с броневиками и бронепоездами участвовал в наступлении на Тифлис в рамках операции по установлению советской власти в Грузии. Начальник бронечастей 11-й армии А. Зун впоследствии писал об этом:

Ворвались на разъезд. Противник сосредоточенным артиллерийским огнем четырех батарей встречает наши бронепоезда, последние отходят. Три раза повторялась атака. В это время пехота, воспользовавшись ослаблением огня противником, пошла вперед. В 11 часов батареи противника стихли, бронепоезда прошли разъезд Караджалар и двинулись вперед. Артиллерийский бой вывел из строя 2 орудия бронепоездов, ранив прислугу. Танковый отряд на разъезде Караджалар перешел железнодорожный путь, и двинулся на помощь 78-му стрелковому полку, который не мог продвинуться вперед и залег у речки Сасхенсис, перед кольцевыми окопами противника, занятыми юнкерами. В 17 часов 24 февраля 3 танка второго танкового отряда — Б-5, Б-9 и танк «В чем дело“ — совместно с 78-м стрелковым полком, пройдя речку Сасхенсис, атаковали юнкеров на подступах к Тифлису. Танк Б-5 выдвинулся впереди пехоты, вошел на кольцевые окопы противника и открыл огонь с обоих бортов; уцелевшие юнкера залезли в норы. Подошедшая пехота взяла 150 живых пленных и 3 пулемета. Меньшевистский бронеавтомобиль пытался атаковать, но, увидев танки и встреченный их огнем, ушел на Сигнах. Противник бросил окопы, вооружение и беспорядочно отступил к Тифлису, преследуемый нашими танками и пехотой. Недалеко от Навтлуга танк „В чем дело“ во время ночного движения скатился с двадцатиметрового обрыва в 50° и уперся носом в речку; при падении были ранены командир отряда т. Андрушкевич и большинство команды. Два танка — Б-5 и Б-9 — утром 25 февраля достигли Навтлуга следом за отступающими меньшевиками, и были встречены восставшими железнодорожными рабочими. Почти сутки, проведенные в танках без отдыха и смены, в температуре до 50°, под действием газов от выстрелов и двигателя, не дешево дались доблестным танкистам: почти половина команды была в полуобморочном состоянии, у многих носом и горлом шла кровь. Несмотря на раннее утро, тысячи народу высыпали на улицы; танкистов и танки буквально забросали цветами.

Автотанковые отряды Красной армии: создание и первые бои

В грузинской армии также были танки — целых два Mk-V. Правда оба были в неисправном состоянии и потому в боях не участвовали. В частично разобранном состоянии они достались Красной армии в качестве трофеев.

Трофейные грузинские танки, Тифлис, 1921 год. У танка на заднем плане отсутствуют обе гусеницы.
Трофейные грузинские танки, Тифлис, 1921 год. У танка на заднем плане отсутствуют обе гусеницы.

В мае 1921 года автотанковые отряды были переименованы не на долго в танковые(?). В начале сентября 1923 года броневые силы подверглись новым организационным изменениям. Анализируя опыт мировой и гражданской войн, советское командование пришло к закономерному выводу о необходимости создания крупных соединений танковых войск. В связи с этим, отдельные танковые отряды были сведены в первое в Красной армии относительно крупное соединение — «Эскадру танков», которая состояла из двух флотилий: тяжелой и легкой. Так, постепенно, из вспомогательного средства пехоты танк начал превращаться в мощную ударную силу.

Подведем итог данной статьи.

1. Первая танковая часть на территории РСФСР — броневой дивизион при Совнаркоме Советской Украины — была создана в Харькове краскомом Селявкиным в 1919 году из трофейных французских танков FT-17, захваченных у союзных экспедиционных сил на Юге России под Одессой. Впоследствии эта первая в СССР танковая часть была преобразована в Танковую эскадру РККА (т. н. «лефортовскую») (1922), основной ударной силой которой были трофейные британские танки Mark V.

2. В ходе Гражданской войны выработалась практика применения броневых частей. Они представляли собой специальные войсковые части, предназначавшиеся для поддержки стрелковых и кавалерийских дивизий, бригад и полков.

3. В годы Гражданской войны броневые силы, несмотря на незначительный удельный вес в армии (к концу войны — 0,41 %[2]), сыграли важную роль в военных действиях.

Источники: М. Коломиец «Танки в Гражданской войне», Гражданская война и военная интервенция в СССР (энциклопедия), С. Третьяк «Станция Зябки,год 1920-й: первый бой советских танкистов»(статья)/Журнал «Армия» №2-2008, А. И. Радзиевский «Танковый удар».

Добавить комментарий