Данная юбилейная медаль подготовлена совместными усилиями ветеранов танкистов, а так же на основе конструктивной критике и предложений наших товарищей танкистов со всех регионов РФ и стран СНГ.

В результате переосмысливание первого проекта рассчитанного на узкий регион по охвату, география обхвата, а так же историчность проекта юбилейной медали была существенно расширена, за счет внесения качественных изменений. Спасибо всем ветеранам танкистам, кто принял участие в доработке данной символике, в своих конструктивных предложениях и даже в своих критических пожеланиях.

Описание юбилейной медали.

Медаль «75 летие Дня Танкистов» позолоченная, имеет форму правильного круга диаметром 34 мм.


Аверс медали, лицевая сторона (с фронта).


В центре композиции размещен барельеф Героя советского Союза Михаила Ильича Климова, это стилизованная копия барельефа размещенного на станция «Таганская кольцевая» Московского метрополитена.

Следующая надпись размещена по кругу : 1946*ВСЕСОЮЗНЫЙ ДЕНЬ ТАНКИСТОВ*2021.

Данная надпись скомпонована из двух источников: 

— Фраза «День танкистов» звучит в  приказе Министра Вооруженных Сил Союза ССР №27 16. 07. 1946;

— Слово сочетание «Всесоюзный», взято из советской массовой продукции, в том числе из марки выпущенной в 1948 г. Данное решение принято по просьбе наших товарищей из Стран СНГ, для большего обхвата танкистов, ныне живущих в республиках бывшего Советского союза (служивших в танковых частях СССР). Кроме того, это слово ярко подчеркивает наше общие и славное боевое прошлое, которое в современных условиях требуется не просто помнить, но еще и защищать.

— Даты 1946-2021 гг, напоминают о годе установления праздника и годе юбилея празднования 75-летия.- Лавровые ветки являются символами славы и победы в итоге принесшие мир человечеству.

Реверс медали, тыльная сторона.


— Вверху по центру размещен «Герб танковых войск» с поднятыми крыльями (боевыми), размещается на гвардейском танковом флаге — ГВАРТ; 

— Ниже аббревиатура всероссийского общественного движения  ВОД «СОЮЗ ТАНКИСТОВ РОССИИ». Данная надпись указывает на общественное объединение ветеранов танкистов; 

— Ниже надпись Пр №27, а на ленте ниже, даты -16. 06.1946. Указанный текст (надпись) напоминает, о дате и номере приказа Министра Вооруженных Сил Союза ССР «об установлении ежегодного праздника Дня Танкистов»;

— Лавровый венок и дубовые листья на танковом гербе, а так же лавровый венок по кругу медали, еще раз подчеркивают: надежность, верность, мужество и славу танкистов всех поколений. 

  • Края медали со всех сторон окаймлены бортиком.

Колодка для медали.

Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой исполненной в цветах гвардейского танкового флага — ГВАРТ и имеет на половину своей ширины гвардейскую ленту из черных и оранжевых полос. Оставшиеся пространство делится на половину красной и двух полос бело-черного цвета. Ширина всей ленты — 24 мм. Ширина полосок гвардейской ленты 12 мм, красной 6 мм, черно-белой 6 мм (по 3 мм каждая).

Из раздела: ГЕРОИ ТАНКИСТЫ.

Дополнительная информация о Герое советского Союза Михаиле Ильиче Климове.

Михаил Ильич Климов родился 21 ноября 1924 года в деревне Гостыж Одоевского района Тульской области и был третьим, младшим ребёнком в семье рабочего.

Когда началась Великая Отечественная война, его старший брат уже год как служил на Дальнем Востоке в воинской части – той самой, что окажется в числе дивизий, которые перебросят в октябре грозного сорок первого на защиту столицы.

Михаил тоже начинает «осаждать» военкомат – тайком от матери проситься на военную службу, на фронт. Но на там все его просьбы о зачислении добровольцем отвечали отказом – ему тогда было ещё семнадцать лет…

И вот в октябре 1942 года выходит Приказ о призыве на военную службу парней сразу двух возрастов – семнадцати и восемнадцати лет.

Служба в Красной Армии началась для Михаила Ильича в том же году. Окончив 2-е Горьковское танковое училище (в дальнейшем Благовещенское танковое училище), Михаил Ильич Климов прибыл на фронт в звании младшего лейтенанта на должность командира экипажа танка «Т-34» 47-го гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва; в октябре 1944 года – марте 1945 года командир экипажа 383-го гвардейского тяжёлого самоходно-​артиллерийского полка.

Воевал Михаил Ильич Климов на танках «Черчилль» и Т-34, самоходной артиллерийской установке ИСУ-122.

Сражался на Донском, Воронежском и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Левобережной и Правобережной Украины, Львовско-​Сандомирской операции и освобождении Польши.

…Близился конец 1943 года – года коренного перелома в ходе Великой Отечественной.

Служить Михаилу Ильичу Климову тогда довелось в прославленной танковой армии под командованием генерала Рыбалко, входившей в состав 2-го Украинского фронта.

Первый бой младший лейтенант Михаил Ильич Климов принял у украинского городка Старый Солотвин. Наша армия в это время вела сражения на правом берегу Днепра и танковой бригаде была поставлена задача – ворваться в Солотвин.

В том первом бою «тридцатьчетвёрка» Михаила Ильича Климова вступила в смертельный поединок с самоходной вражеской артиллерийской установкой – «фердинандом». Вражеская самоходка разбила «Т-34» гусеницу, вывел из строя танковое орудие, от взрыва заклинило башню танка. Заряжающий упал замертво.

Младший лейтенант Михаил Ильич Климов отдал приказ уцелевшим членам экипажа покинуть машину. Тот первый бой вполне мог стать для одоевца последним, как для его заряжающего – якута Васильева.

Всё, что успел сделать на войне тот паренёк – сто метров пути и несколько выстрелов… Михаилу Ильичу Климову же была уготована другая судьба.

Свой подвиг, принесший ему первый орден, Михаил Ильич совершил на Сандомирском плацдарме.

Красная армия, форсировав Вислу у города Сандомир, захватила важный в стратегическом отношении плацдарм. Шли жаркие бои. Немцы делали всё, чтобы сбросить красноармейцев в Вислу.

В это время Михаил Ильич Климов снова был без машины. Ему только предстояло принять от техников танк. Эта машина ранее была подбита и вытащена с поля боя. Её техническое состояние совсем не удовлетворяло Михаила Ильича Климова – он считал этот танк живой мишенью. Но помощник комполка, выделив Михаилу Ильичу в помощь своего техника, всё-​таки настоял, чтобы в бой пошёл именно этот танк. А затем откровенно признался, что если Климов не сядет за неисправный танк, его отдадут под командование зелёному, только что прибывшему из училища командиру.

Михаил Ильич понимал, что для того это была бы верная смерть. Пришлось взять танк самому.

В том бою Михаилу Ильичу Климову пришлось воевать на лишённой подвижности, неисправной машине против шести немецких «пантер» — тяжёлых танков противника с пехотой.

Михаилу Ильичу Климову удалось с первого снаряда зажечь передовую машину гитлеровцев. Всадив для верности в неё ещё один, он двумя ещё выстрелами подбил вторую «пантеру». Неприятель повёл ответный огонь. Но Климов успел расправиться с третьим танком. Затем с «тридцатьчетвёрки» разрывами сорвало маскировку, целиться гитлеровцам стало удобнее. 

Михаил Ильич Климов дослал последний снаряд.

К этому времени стрелок-​радист Иван Ненашев и заряжающий  Григорий Сенотрусов были тяжело ранены, с командиром оставался только механик-​водитель Павел Гармаш.

Немцы видели, что русский танк стоит, объятый пламенем и, уже не опасаясь ничего, двинулись вперёд.

На это Михаил Ильич Климов и рассчитывал. Он знал, что у него всего лишь один шанс, поэтому тянул до последнего.

Грянул выстрел и в этот момент ещё одна «пантера» оказалась подбита!

В это время появились несколько спешащих на выручку «тридцатьчетвёрок», и немцы были отброшены на исходный рубеж.

Михаил Климов и механик-​водитель Павел Гармаш сильно обгорели, были контужены, к тому же, но смогли оказать помощь своим товарищам, после чего весь экипаж был направлен в госпиталь.

За этот подвиг, а четыре «пантеры», уничтоженные в одном бою танковым экипажем – был невероятный успех, танкисты получили высокие награды: командир Михаил Климов и водитель-​механик Павел Гармаш – ордена Ленина, два их товарища, заряжающий Григорий Сенотрусов и стрелок-​радист Иван Ненашев – ордена Боевого Красного Знамени.

После госпиталя Михаил Ильич Климов был направлен в 383-й гвардейский тяжелый самоходно-​артиллерийский полк 9-го гвардейского механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии, на самоходное орудие ИСУ–122. В составе его экипажа были механик-​водитель старшина Владимир Зубков.

На самоходки тогда пересаживали многих танкистов.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны им придавали важную роль. Самоходки использовались при прорыве укреплённых полос и в городских боях как штурмовые орудия. Задачи, безусловно важные, но, безусловно, и рисковые. Ведь штурмовая группа первой попадает под лобовой удар противника. Да ещё и в городе с длинным вылетом 122-мм пушки развернуться этой машине не всегда было просто.

Обыкновенно ИСУ-122 стреляли с закрытых позиций в отсутствие поддержки буксируемой артиллерии при быстрых прорывах, когда буксируемые орудия не успевали продвигаться за танковыми и механизированными частями Красной Армии.

Отличился Михаил Ильич Климов в боях в районе города Опотув, и Вальдендург, Польша, возле которого экипаж ИСУ-122 уничтожили двенадцать вражеских танков и самоходных орудий. А в боях у города Наумберг, Польша, экипаж Михаила Ильича Климова отражал непрерывные вражеские атаки и уничтожил четыре танка противника.

1 марта 1945 года, после завершения Нижне-​Силезской наступательной операции, немецкая группа армий «Центр» предприняла контрнаступление против 3-й гвардейской танковой армии.

15 марта 1945 года оно было остановлено с началом Верхне-​Силезской наступательной операции советских войск. В том числе благодаря подвигу таких стойких людей, как Михаил Ильич Климов.

А 8 марта 1945 года навсегда остался в памяти Михаила Ильича Климова как один из самых тяжёлых дней его жизни.

Краткое описание личного боевого подвига в наградных документах:

«Гвардии лейтенант Климов, командир самоходной установки ИСУ-122, за период проведенной операции проявил себя как мастер танкового боя. Умело руководил своим экипажем, правильно используя боевые качества своей машины, тов. Климов за период боевых действий вместе со своим экипажем уничтожил: 8 танков (из них 1 «королевский тигр»), 3 бронетранспортера, 6 орудий, 4 миномета и 160 солдат и офицеров противника.

В бою с 6 по 11 марта 1945 года в районе леса Наумбург тов. Климов в течение пяти дней отбил атаки техники и пехоты противника и уничтожил: 4 танка и сам получил тяжелое ранение.

За проведенные полком две боевые операции тов. Климов уничтожил 12 вражеских танков.

За проявленные геройство и мужество, достоин присвоения звания Герой Светского Союза».

В тот день его самоходный полк из двадцати машин вёл очередной бой, маневрировал. Михаил Ильич Климов пополнял свой счёт подбитых вражеских танков.

Во время краткой остановки на краю леса он высунулся из люка башни, чтобы расслышать за гулом моторы немецких танков, которые должны были быть где-​то поблизости. В этот момент под самым стволом танка – разрыв!

«Огонь по головному! Огонь!» — через несколько секунд кричит Михаил Ильич Климов, зажимая лицо ладонью – теперь его правый глаз – сплошная рана, но он продолжает выкрикивать команду до последнего.

В этот раз фашисты заметили гвардейца раньше…

На всех послевоенных фотографиях он уже с повязкой на правом глазу. Но даже с таким ранением Михаил Ильич ещё три дня продолжал бой.

Тяжело раненого лейтенанта отправляют в госпиталь, где он и встретит День Победы. Вскоре после окончания боевых действий командарм Рыбалко подписал на него Наградной лист.

Указом Президиума Верховного Совета от 27 июля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-​фашистскими захватчиками, гвардии лейтенанту

Михаилу Ильичу Климову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8643).

После окончания Великой Отечественной войны, уйдя в отставку, Михаил Ильич вернулся в Москву. После окончания 10 классов вечерней школы он устроился инженером в конструкторское бюро при автомобильном заводе им. Лихачёва. Женился, воспитал двоих детей. Занимался общественной деятельностью и патриотическим воспитанием молодежи, активно помогал совету ветеранов 9-го механизированного корпуса.

Скончался Михаил Ильич Климов 9 октября 1984 года, немного не дожив до своего юбилея – шестидесятилетия.

В Москве на могиле Героя на Калитниковском кладбище (3-й участок) установлен памятник, На доме, в котором жил М.И. Климов, установлена мемориальная доска. Его имя присвоено школе-​интернату Одоевского района Тульской области.

Барельеф Михаила Ильича Климова можно увидеть на станция «Таганская кольцевая» Московского метрополитена – среди синих с позолотой барельефов из майолики, изображающих советских воинов, которыми мы гордимся. Моряков, лётчиков, пехотинцев, кавалеристов, танкистов, партизан…

В 2008 году в городе-​герое Москве на доме № 8 по улице Новоостаповская, где жил Михаил Ильич Климов, была установлена мемориальная доска.


Литература и ссылка на сайт источник:

1. Туляки — Герои Советского Союза / Ред. коллегия: А. М. Аполлонова, Н.И. Бортякова, А.А. Елькин и др. – Тула: Приокское кн. изд-​во. – 1967. – 446 с.

2. Корочкин, Д. Гвардии лейтенант Михаил Климов / Д. Корочкин // Новая жизнь. – 2004. – ноября. – с. 3

3. Ссылка на сайт — https://aftershock.news/?q=node/922895&full

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *