Прорвём мы блокаду и Т-60 — не пустяк! 


Рождение малютки.

Спустя всего три дня после начала Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства лёгкого (по тогдашней классификации малого плавающего) танка Т-40. Была поставлена задача на переоборудования заводских производственных мощностей под выпуск лёгкого танка непосредственной поддержки пехоты Т-50. Однако для выполнения этого решения требовалась полная реконструкция завода № 37 и завода-поставщика бронекорпусов, что при сложившейся ситуации было совершенно неприемлемо. 
Главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров с самого начала видел бесперспективность попыток освоения серийного выпуска Т-50 на своём предприятии. Вместо этого он и сотрудники его конструкторского бюро за две недели в конце июля 1941 года спроектировали и изготовили прототип нового лёгкого танка на базе хорошо освоенного на заводе плавающего танка Т-40. После согласования с представителем военной приёмки В. П. Окуневым, Н. А. Астров написал письмо на имя И. В. Сталина с информацией о новой машине и предложением о её выпуске на заводе № 37 вместо Т-50

В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. В Красной армии танк назвали «малюткой». Однако, несмотря на размеры, боевая машина оказалась «зубастой» и эффективной. Он первым из легких и плавающих танков был вооружен автоматической авиационной пушкой ШВАК или ТНШ калибра 20 мм и пулеметом ДТ калибра 7,62 мм, защищен от пуль и осколков высокой твердости броней. 7 ноября 40 танков Т-60 участвовали в параде на Красной площади. Он хорошо себя зарекомендовал в битве за Москву как танк поддержки пехоты, разведчик. Военный совет Западного фронта объявил благодарность заводу № 37.
Впервые в бой Т-60 пошли в сентябре 1941 года в составе 10-й танковой бригады, действовавшей в Полтавской области. В больших количествах они участвовали в сражениях 1941—1943 гг., начиная с битвы за Москву и заканчивая полной деблокацией Ленинграда в январе 1944 года. Особенно была велика роль Т-60 при обороне Москвы — вследствие катастрофических потерь материальной части и эвакуации танковых заводов уровень выпуска средних и тяжёлых танков резко упал, не покрывая даже самой минимальной потребности РККА в этих боевых машинах. Как результат, они замещались более лёгкими «шестидесятками». В ходе парада 7 ноября 1941 года по Красной площади прошло 48 взятых из резерва Т-60. После парада они были сразу направлены на фронт. 13 декабря 1941 года, уже после начала контрнаступления советских войск, первые Т-60, выпущенные в Горьком, приняли участие в боях под Москвой.

В боях за Ленинград. 

Готовясь к прорыву блокады, Т-60 переправляли по рекам и Ладожскому озеру замаскированными от фашистской авиации на баржах с углем. В районе Новосаратовской колонии под Шлиссельбургом, где противник не просматривал нашу оборону, в начале января 1943 года прошли учения по преодолению по льду широкой Невы. Под лед провалился средний Т-34. Для тяжелого КВ-1 учения отменили. Два Т-60 быстро преодолели водную преграду и без труда вышли на высокий, обледенелый противоположный берег реки. Командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Леонид Говоров приказал 61-й бригаде форсировать Неву, преодолеть специально облитый водой немецкими саперами, покрытый льдом высокий берег и прорвать долговременную оборону вражеских войск.

В ночь на 12 января 1943 года наши войска сосредоточились в районе от Шлиссельбурга до Невской Дубровки. Первыми в атаку на ряде участков прорыва по льду пошли 140 легких Т-60. Перед батальонами Т-60 немцы поставили заградительный артиллерийско-минометный огонь. Однако «малютки» прорвались через реку и вышли на крутой берег, ведя огонь по вражеским позициям из авиационных пушек и пулеметов. Танкисты 61-й бригады понесли большие потери, но достигли главного: на какое-то время отвлекли силы противника от главной группировки войск, которая под шквальным огнем с большим трудом, но вышла на берег Невы и 12 января захватила два изолированных друг от друга небольших плацдарма. 

Frontline Illustration 2007-04


Захват этих плацдармов позволил инженерным войскам 67-й армии с вечера 12 января приступить к созданию ледяной переправы для средних и тяжелых танков. В это время 45-я гвардейская стрелковая дивизия с остатками 118-го отдельного танкового батальона Т-60 стремилась расширить плацдарм напротив Невской Дубровки. На поддержку 941-го стрелкового полка 268-й стрелковой дивизии был направлен 86-й танковый батальон Т-60.

К пяти часам вечера 12 января части этой дивизии вместе с танкистами 61-й бригады овладели пунктами Дачи, Гараж и продолжали наступление. Имела успех и 136-я стрелковая дивизия, которой был придан 548-й танковый батальон Т-60. 
18 января части 86-й стрелковой дивизии и танкисты 61-й танковой бригады освободили Шлиссельбург. За проявленный героизм и успешные боевые действия бригада «малюток» позднее была преобразована в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.

Т-60 за рубежом.

Лёгкие танки Т-60 состояли на вооружении Войска польского. В 1945 году за ним числилось три танка этого типа. Гораздо большее число «шестидесяток» в качестве военных трофеев служило в вермахте. В отличие от часто ломавшихся Т-34 (и тем более КВ-1) выпуска 1941—1942 гг. с дизельными двигателями, надёжный бензиновый Т-60 с его достаточно широко распространёнными автомобильными узлами и агрегатами (немалое количество грузовиков производства ГАЗ эксплуатировалось на захваченных немцами территориях) вполне удовлетворял вермахт в качестве быстроходного бронированного тягача противотанковых пушек. Иногда у захваченных «шестидесяток», используемых в качестве тягачей, немцы снимали башню. Некоторое количество трофейных Т-60 было передано Румынии, где их шасси использовались для создания САУ TACAM

Захваченный Т-60 на службе Вермахта, 1942 год

Послесловие.

Главный конструктор Московского завода № 37 Николай Астров, создавая в октябре 1941 года этот легкий танк, возможно, уже тогда предполагал дальнейшее развитие подобного образца бронетанкового вооружения.  У Т-60 явно просматриваются контуры будущей боевой машины десанта (БМД), которую впоследствии на оборонном предприятии в Мытищах создал конструктор и ученый Николай Астров

Сегодня единственный в России экземпляр легкого Т-60, произведенного в 1941 году в Москве на заводе № 37 (нынешний НИИДАР) находится в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. К сожалению, в отечественной военной истории практически не изучены и не освещены по достоинству роль и значение отечественных легких танков в Великой Отечественной войне. В руках подготовленных экипажей Т-60 были эффективными и грозными легкими боевыми машинами для пехоты и техники вермахта.

Основа для поста, текст автора с ником — «Моряк, 55»
27.04.2021 в 23:40

Прорвём мы блокаду и Т-60 — не пустяк!, Мы из СССР
© https://lovetalk.ru/groups/mi-iz-sssr/prorvem-mi-blokadu-i-t-60-ne-pustyak/#window_close

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *