Наш ответ «Абрамсу»: танк Т-80 приняли на вооружение 45 лет назад

Ровно 45 лет назад — 6 июля 1976 года — в СССР был принят на вооружение основной боевой танк (ОБТ) Т-80. Он стал первым в мире основным танком, получившим встроенную противоснарядную динамическую защиту, а также оснащался газотурбинной силовой установкой.

Боевая машина создана в специальном конструкторском бюро (СКБ) транспортного машиностроения при ленинградском Кировском заводе группой конструкторов под руководством Николая Попова. Первая серия танков Т-80 была выпущена в 1976-1978 гг. Главной особенностью Т-80 явился газотурбинный двигатель, который использовался в качестве силовой установки танка. На некоторых его модификациях установлены дизельные двигатели. Танк Т-80 и его модификации отличаются высокой скоростью движения (до 80 км/ч с экипажем из 3 человек). Т-80 участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Состоит на вооружении сухопутных войск России, Кипра, Пакистана, Республики Кореи и Украины.

В 1956-57 гг. ленинградцами впервые были изготовлены два опытных танковых газотурбинных двигателя ГТД-1 с максимальной мощностью 1000 л.с. ГТД должен был обеспечить танку массой 53,5 т возможность развивать весьма солидную скорость — 57,3 км/ч. Однако, газотурбинный танк так и не появился на свет, во многом благодаря субъективным причинам, известным в истории как «волюнтаризм»: два дизельных объекта 277, выпущенные несколько раньше своего газотурбинного собрата, в 1957 году, успешно прошли заводские испытания, и вскоре один из них был показан Н.С.Хрущеву. Показ имел весьма негативные последствия: Хрущев, взявший курс на отказ от традиционных систем вооружения, весьма скептически отнесся к новой боевой машине. В результате в 1960 году все работы по тяжелым танкам были свернуты, а опытный образец объекта 278 так и не был достроен. Впрочем, имелись и объективные причины, препятствующие в то время внедрению ГТД. В отличие от дизеля, танковая газовая турбина была еще далека от совершенства, и потребовались годы упорной работы и множество опытных «объектов», в течение двух с половиной десятилетий утюживших полигоны и трассы, прежде чем ГТД смог окончательно «прописаться» на серийном танке.

Период конца 1960-х и начала 1970-х годов стал довольно богатым на события в мировом танкостроении. Ведущие державы направляли много усилий на разработку боевых машин нового поколения. К примеру, в СССР был принят на вооружение Т-72, который благодаря заложенному тогда потенциалу до сих пор успешно модернизируется (Т-72Б3) и стоит на вооружении российской армии. В германии была создана первая версия танка Leopard 2, а в США конструкторы работали над M1 Abrams. Одной из особенностей последнего было использование в качестве силовой установки газотурбинного двигателя (ГТД).

Над боевой машиной с такой же силовой установкой в те годы работали и в СССР. Еще в 1963 году свет увидел «Объект 003» — опытный танк Т-64Т, на который ставился вертолетный ГТД мощностью 700 лошадиных сил. Спустя шесть лет на Кировском заводе в Ленинграде был выпущен более совершенный «Объект 219 сп 1», мощность его ГТД достигла уже 1000 «лошадей». Однако первые испытания показали — для такой силовой установки нельзя использовать ходовую часть от Т-64А, которая не позволяла в полной мере реализовать потенциал в скорости. Кроме того, выросла и масса машины, а вместе с ней и требования к надежности несущих механизмов.

В результате вскоре на свет появился «Объект 219 сп 2», позже ставший основным боевым танком Т-80. Для него создали новые ведущие и направляющие колеса, опорные и поддерживающие катки, гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками, гидравлические амортизаторы и торсионные валы с улучшенными характеристиками.

В результате танк мог развивать скорость до 70 километров в час (по шоссе) против 45-50 километров у Т-72 при почти одинаковой массе (42 и 41 тонна соответственно). Правда, вместе с этим заметно упал запас хода — с 500-700 до 350-500 километров. Кроме того, ГТД стоили гораздо дороже, чем дизельные двигатели, из-за чего против их использования выступали многие представители отрасли, считавшие такие траты неоправданными. В то же время танки с ГТД быстрее приводились в боевую готовность, что особенно проявлялось при низких температурах, а также имели лучшую проходимость. В итоге высшее советское руководство дало Т-80 зеленый свет на выход в серию.

Помимо двигателя и ходовой части, у танка по сравнению с Т-64 была изменена форма башни, а вот пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от того, что стоял на Т-72) поначалу остались те же. Некоторые изменения позволили повысить огневую мощь, но не сильно. В дальнейшем танк многократно дорабатывался и модернизировался, в частности, в середине 1980-х он получил навесную динамическую защиту.

В общей сложности за всю историю было выпущено свыше десяти тысяч танков Т-80 различных модификаций.

Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82 годах, корреспондент журнала «Шпигель» спросил: «Хотел бы бывший водитель танка Глас иметь немецкий «Леопард 2″, который так жаждут получить в Саудовской Аравии?», министр ответил: «…. Не стремлюсь иметь его любой ценой. Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард 2″. Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире».

В 2019 году на вооружение армии России начали поступать танки Т-80БВМ. Поставка модернизированных танков на усиление северных территорий вызвало бурную реакцию у норвежских военных. Стоит отметить, что с каждым годом давление на российский север только растет. Вооруженные силы НАТО концентрируют свои силы в Прибалтике, проводятся учения стран запада по ведению боевых действий в условиях низких температур свойственных России. Не раз звучали заявления и о необходимости Российской Федерации отдать часть своих арктических территорий, войска НАТО активно отрабатывают возможные боевые действия с российской армией в условиях низких температур крайнего севера на территории Канады. Все это говорит о том, что России необходимо укреплять свои северные территории всеми доступными методами, в том числе и танками Т-80БВМ, которые уже многие окрестили не «танками Ла-Манша», а «Арктическими танками». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *