В эти дни отмечается годовщина победы Красной Армии в Сталинградской битве. Несомненно огромную лепту в эту победу внесли танковые соединения и части Красной Армии. Об одной из танковых бригад, а конкретно — 121 отдельной танковой бригаде имени Наркомсредмаша, хочу рассказать подробнее.


Накануне решающего наступления в Сталинградской битвы 22 января согласно боевому распоряжению №006 штаба БТ и МВ Донского фронта, в 121 танковую бригаду поступили 45 ед. Т-34-76 «Челябинские колхозники» , эти танки были построены на добровольные средства колхозников и рабочих Челябинской области ..

Т-34-76 «Челябинские колхозники»


В 5.00 26 января 1943 г. 51-я гвардейская стрелковая дивизия совместно с 9-м гвардейским танковым полком и 121-й танковой бригадой 21 армии, с исходных позиций в 400 метрах юго-восточнее отметки 126,1 возобновила наступление и в 8.30 частью сил совместно с 1-м батальоном 121-й танковой бригады соединилась в истоках оврага Банный и в поселке Красный Октябрь на улицах Сызранская и Техническая (ныне район улиц Стрелковая – Кубинская, Краснооктябрьский р-н, г. Волгоград), на северо-западном склоне Мамаева кургана соединилась с частями 1047-го стелкового полка 284 (13-й гвардейской ) стрелковой дивизии 62-й армии, тем самым разрезав остатки 6-й немецкой армии в Сталинграде на 2 части.

Командир 27 гв. ТБр гвардии полковник М.В. Невжинский в кабинете Паулюса в Сталинграде. февраль 1943 г.


В передовых боевых порядках наступающих войск вышел на соединение, командирский танк Т-34 под номером 18 «Челябинские колхозники». Экипажем передовой «тридцатьчетверки» командовал лейтенант Канунников, командир башни рядовой Колмогоров, механиком-водителем был старшина Макурин, а радистом – рядовой Семеновых.

Командир танковой роты старший лейтенант Н.М. Канунников

Из воспоминаний старшины запаса Н.Е. Макурина, механика-водителя экипажа Канунникова:
« В утренних сумерках приехал в нашу 121-ю танковую бригаду командующий 21-й армией генерал Иван Михайлович Чистяков и говорит:
Хотите гвардейцами стать, вот и перережьте вражескую группировку на две части.

механик-водитель Т-34 №18 старшина Макурин Николай Ермилович


Через несколько минут наш командир роты, старший лейтенант Н. М. Канунников подал команду: «Заводи моторы!» Несколько минут он объяснял нам боевую задачу. Все ясно. Сразу же пошли на третьей скорости. Держали так километров 20-25. Головной была наша машина — «тридцать четверка» под номером 18 и на борту ее красовалась надпись: «Челябинский колхозник». Вскоре мы увидели идущие нам навстречу советские танки, а на них пехоту с красным флагом.
Наши! — вырвалось у меня.
Вижу! — воскликнул мой командир.


Потом уже не помню, что было. Танки остановились друг против друга. Все выскочили из машин. Глаза застилали слезы. Все обнимались и целовались, в воздух полетели шапки. Радость была безмерная. Видел лишь, как Канунников, выскочив из танка, побежал навстречу какому-то командиру в полушубке. Они крепко обнялись, хлопая друг друга по спине. Позже я узнал, что это был капитан А.Ф. Гущик, который вручил моему ротному знамя с надписью: «В знак встречи 26.1.1943 г.»

Тот самый танк №18 из 121 танковой бригады у Мамаева кургана. В центре бывший механик -водитель Макунин .Послевоенное фото.


В память о том событии 26 февраля 1943 г., ремонтники 121-й танковой бригады Автономов, Кимош, Панасюк и рядовой Андрусов приварили на правую сторону башни танка №18 металлический лист с надписью:
Танк «Т-34», № 18 «Челябинский Колхозник» 121 танковой бригады, ныне 27 гвардейской, которой командовал полковник Невжинский. Ком. танка Канунников Мех. водитель Макурин Ком. башни Колмогоров Радист Семеновых».


Текст второй плиты: «Здесь 26.01.1943 г. в 10:00 произошла встреча этого танка, шедшего с запада впереди танковой бригады полковника Невжинского, с частями 62-й армии, оборонявшей Сталинград с востока. Соединение 121-й танковой бригады с частями 62-й армии разделило вражескую немецкую группировку на две части и способствовало её уничтожению. Полная ликвидация немецких войск под Сталинградом произошла 2.02.1943 г.».


Позже во время одного из боев , танк был подбит и утратил свои боевые возможности. В 1944 году, командование 121-ой отдельной танковой бригады, получившее за мужество и стойкость, проявленные при уничтожении вражеской группировки под Сталинградом, звание 27-ой гвардейской, передало «Челябинского колхозника» в дар городу, и он был доставлен на склон Мамаева Кургана.

Надпись на броне. Т-34 №18


В 1944 году было принято окончательное решение не восстанавливать танк, а оставить его в качестве памятника в Сталинграде. Впоследствии он был установлен на пьедестал именно на том месте, где произошла историческая встреча двух армий
Памятник является частью Мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, он установлен на северо-западном склоне Мамаева кургана.
7 февраля 1943 г. согласно приказу НКО №58 121 танковая бригада была переименована в 27-ю гвардейскую танковую бригаду .


Но к сожалению, никто из прославленного экипажа танка №18 , за это не был отмечен .До Дня Победы из экипажа танка дожил только механик-водитель Николай Макурин, закончивший войну в Вене. Остальные члены экипажа: Канунников, Колмогоров и Семеновых погибли в ходе боев на Курской дуге.
В после военные годы — 27-й гвардейский Ясский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова танковый полк имени Наркомсредмаша дислоцировался в г Комаром Венгрия и в 1990 г был выведен в Белоруссию и в 1993 г. расформирован..


С гордостью могу сказать, что в свое время мне довелось служить в этом прославленном таковом полку..


Подполковник запаса В.И. Брусков

Добавить комментарий