БТ-2 — первый советский легкий колесно-гусеничный танк. 23 мая 1931 началось его производство.

В 20-е годы прошлого столетия советская страна нуждалась в оперативной подвижности танков. Они не могли проехать даже 100-200 километров, приходилось перебрасывать их на железнодорожных платформах. А причина в том, что ресурс гусениц был крайне мал. 
В 1929 Революционный Военный Совет СССР утвердил документ, на многие годы вперед определявший концепции развития бронетанковых сил Красной Армии – «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Параллельно с этим активно продвигалась «теория глобальной наступательной операции» как основная часть военной доктрины Советского государства, подразумевавшая многократное увеличение бронетанковых войск.
 Поэтому на повестку и встал вопрос о новом танке. В конце ноября 1929 года на заседании Реввоенсовета отметили, что отечественная промышленность отстает в разработке конструкций всех типов танков, отвечающих принятой тогда системе вооружения.

В начале 1930 года комиссия под руководством начальника управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Андреевича Халепского отправилась за рубеж с целью ознакомления с образцами иностранной техники и возможностью их закупки с сопутствующей технологической документацией для налаживания серийного производства в СССР.
Остановились на танке американского конструктора Джона Кристи М.1930. 28 апреля 1930 года купили два шасси и запасные части к ним. 9 августа в Москву прибыли чертежи опытной машины.

-Прародитель: американский танк Уолтера Кристи M.1931
-Дальнейшее развитие: БТ-5; БТ-7; Т-34
-Родственники: Британский крейсерский танк Cruiser MK-3

21 ноября 1930 года РВС СССР принимает решение о производстве танков Кристи в стране. В это же время танк получил название БТ. К середине декабря этого же года два танка М.1930 без башен и вооружения были полностью готовы. Их определили как коммерческие тракторы и отправили из США в СССР.

В начале 1931 года танки прибыли в страну и были всесторонне изучены и испытаны. 13 февраля 1931 года постановлением РВС СССР танк приняли на вооружение с войсковым обозначением БТ-2.
23 мая 1931 года протоколом комитета обороны «О танкостроении» ввели танк БТ в систему вооружения РККА и начали его производство.

История создания.


Решили производить танк в Харькове. Создали специальное конструкторское бюро. Разработка началась 1 июня 1931 года. Стоить отметить, что как раз два закупленных танка «Кристи» в СССР именовались как БТ-1  (М1931)

Никаких различий между танком «Кристи» и БТ-2 не должно было быть – требовалось создать абсолютно идентичный образец. Это должно было упростить изготовку деталей для производства танка. 
Первые 6 образцов должны были построить к 1 ноября 1931 года, но построены были только 3 танка. Планировалось, что три машины будут принимать участие в параде 7 ноября на Красной площади. Но доехали только две машины – третья загорелась и уже никак не смогла принять участие в параде.

На вооружении танка стояла 37-миллиметровая танковая пушка Б-3 образца 1930 года с горизонтальным клиновым четверть автоматическим затвором и один 7,62-миллиметровый пулемет ДТ. Боекомплект к пулемету составляли 43 магазина — 2709 патронов. Но не всем танкам хватило вооружения, поэтому некоторые вооружили авиационными пулеметами ШКАС.

В 1932-1933 годах в Харькове изготовили 620 танков БТ-2, из которых 350 не имели пушек. Но в связи с началом производства танка БТ-5 с новой башней с 45-миллиметровой пушкой производство БТ-2 прекратили. Танки БТ-2 в основном использовали как учебные.
Из первых тринадцати БТ-2, которые собрали из обычной стали, десять отправили в учебные заведения и части, а три машины находились на ХПЗ и использовались для проведения опытно-конструкторских работ. Танки с железными башнями отправлялись в части как учебные и там окрашивались специальным образом (внутри поверх белой краски наносилась красная полоса).

К концу 1934 года на пятнадцати БТ-2 железные башни заменили на бронированные. В І квартале 1935 года планировалось заменить ещё 10 корпусов и 48 башен, но этого не было сделано, так как ХПЗ перешёл на выпуск танка БТ-5.

Отличия танка Кристи M.1931 от БТ-2.
  • Цепная передача, соединяющая ведущее колесо гусеничного хода с задним опорным катком (выступающим в роле ведущего при колесном ходе), заменена на коробчатую (т.н. «Гитара»), что увеличило надежность.
  • Заново сконструированная башня.
  • Нос танка приобрел форму усеченной пирамиды (вместо остроконечной пирамиды у M.1931). Появились буксировочные крючья.
  • Изменен люк посадки механика-водителя.
  • С 1933 года на БТ-2 начали устанавливаться облегченные штампованные катки.

Во время серийного производства машины к концу 1932 года КБ под руководством А. О. Фирсова разработало новую модификацию с заводским индексом БТ-3, являвшуюся тем же танком БТ-2, все детали которого были переведены из дюймовых измерений в метрические. В дальнейшем под индексом БТ-2 в войска поступал именно этот танк.

Интересно, что БТ-2 может быть занесён в книгу Гиннесса как танк с наибольшим числом удельных лошадиных сил на тонну веса – 35,4. Так, у танка Т-80У этот показатель равен 27,2, при том, что скорость, развиваемая обеими машинами на шоссе, приблизительно одинакова – 70 км/ч (БТ-2 разгонялся до такой скорости, перемещаясь на колёсном ходу).

Боевое применение БТ-2
БТ-2 на марше

Боевое крещение БТ-2 получил в освободительном походе на Западную Беларусь и Западную Украину (17-29 сентября 1939 гг).

  • 44 танковый полк 3 кавалерийская дивизия – 34 танка БТ-2 – без потерь.
  • 32 танковый полк 5 кавалерийская дивизия – 35 танков БТ-2 и БТ-5 – без потерь.
  • 42 танковый полк 4 кавалерийский корпус – 41 танк БТ-2 – потери: 3 танка.

Затем БТ-2 использовался в «Зимней войне» с Финляндией (30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года).

*Достоверных фактов того, что именно БТ-2 принимали участие в конфликте на реке Халхин-Гол (11 мая — 16 сентября 1939 года) найти не удалось. В большинстве документов говорится о БТ-5 и БТ-7.

К середине 1940 года все остававшиеся в РККА БТ-2 (546 единиц) были переведены в учебные парки войсковых частей, где должны были дослужить оставшийся им ресурс и уйти на покой. За без малого десятилетие военной службы, машина с противопульным бронированием и 37-мм пушкой устарела и не могла наравне конкурировать с современными западноевропейскими танками типа немецкого Pz.KPFW III.

С началом Великой Отечественной войны танки-ветераны вновь приняли участие в боях. Большинство БТ-2 были потеряны еще в первые месяцы войны, однако, единичным экземплярам удалось «дожить» до середины 42 года. Так на 1 апреля 1942 года в 106-м отдельном танковом батальоне 23-й армии числилось 11 боеспособных БТ-2 и 4 танка на ремонте; на 1 июня 1942 в составе 3-го отдельного разведывательного батальона 42-й армии было 15 танков БТ-2; на 1 сентября 1942 года в составе 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии — 10 БТ-2. К лету 1943 года в частях Ленинградского фронта оставалось 12 БТ-2.

К сожалению, на сегодняшний день из 620 выпущенных БТ-2 ни одного полностью аутентичного экземпляра не сохранилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *