Стрельба танка с ЗОП, панацея, выход из позиционного тупика или вынужденная мера? Стоит ли относится к ней серьезно и делать упор в будущей подготовке танкистов.

Изучение истории стрельбы из танков с ЗОП уходит корнями к середине 20 века. Впервые бронетанковую технику стали привлекать к стрельбе с ЗОП на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Тогда танки и самоходные артиллерийские орудия вторых эшелонов привлекались к артиллерийской подготовке в наступлении, в качестве усиления полевой артиллерии, для повышения огневого воздействия на противника перед атакой. Это объяснялось тем, что к примеру у танковых и механизированных соединений практически не было своей артиллерии (кроме 76 мм пушек Зис-3 и реактивных минометов БМ-13), но было в избытке танковых орудий 85-100 мм или бывших артиллерийских оружий 122-152 мм 9 танки Ис и ИСУ-122/152). Такой калибр действовал, к примеру, при артподготовке по переднему краю противника куда лучше, чем 76 мм снаряды или 132 мм РС-13.


Реформы, произошедшие в 1945-47 годах по реорганизации Советской армии, в целом не улучшили положение по обеспеченности артиллерий механизированных и танковых войск. Так к примеру, в танковой дивизии в 50-е годы по штату был гаубичный дивизион, миномётный полк, дивизион гвардейских минометов. 37 122 мм гаубиц М-30, 20 120 мм минометов и 9 гвардейских минометов. Танковый парк дивизии насчитывал 246 танков Т-34/54 ( 246 85/100 мм орудий) 47 ИС-2/3 и 24 ИСУ-122/152 ( 71 орудие 122/152 мм). Механизированная дивизия выглядела чуть лучше в ее составе бал артполк это хотя и придавало 12 85 мм пушек Д-48 и 13 160 мм минометов, но отбирала тяжелые танки. Совсем худо виделся танковый полк, артиллерии не имевший от слова совсем. Из этого следовало что на уровне командира дивизии и полка в силу обстоятельств, отсутствия приданной артиллерии, просто было необходимо танки и СУ 2 эшелона привлекать для артподготовки методом стрельбы с ЗОП.


В послевоенных учебниках и наставлениях артиллерии, а также в Правилах стрельбы из танков появились соответствующие указания по использованию танков для стрельбы с ЗОП. В 1958 году Управлением Начальника бронетанковых войск Советской Армии было издано учебное пособие «Стрельба из танков и самоходно-артиллерийских установок с закрытых огневых позиций». Привлечение танков к стрельбе с ЗОП оставалось актуальным до 70-х годов прошлого века. Последние указания на эту тему содержались в «Наставлении по управлению огнем наземной артиллерии» 1970 года и в «Правилах стрельбы из танков (ПСТ-74)» 1974 года. Затем от этого способа боевого применения танков отказались, признав стрельбу из танков с ЗОП неэффективной. Это было связано как с реорганизацией структуры танковых частей, так и с качеством вооружения принятого в 70-е годы. В 1970-е годы в танковые и мотострелковые войска начинают поступать САУ 2С1 122 мм и 2С3 152 мм предназначенные для непосредственной артиллерийской поддержки полков и дивизий. Так в полках появились гаубичные дивизионы 2с1 а в дивизиях артполки на 2С3 ( поначалу то же 2С1). Начиная с 1962 года на вооружение танковых войск принимается гладкоствольные пушки 115 мм на Т-62 и 125 мм на Т-64/72, где кучность снарядов существенно уступает нарезным орудиям, а жизнеспособность стволов хуже чем у нарезных.


Данная структура сохранилась и в ВС РФ на протяжении последних 30 лет, до начала боевых действий на Украине. Одними из первых стрельбу танков с ЗОП стали использовать ВСУ — одиночные танки наносили удары с ЗОП по площадным целям (жилые застройки) или по неподвижным объектам (блокпост). Более широкое применение такого ведения огня произошло с лета-осени 2022 года, когда линия соприкосновения стабилизировалась.
Основным аргументом выдвигается то, что огневые возможности штатной артиллерии мотострелковых бригад не позволяют выполнить необходимый объем огневых задач в обороне/наступлении, что вполне справедливо. Резкое снижение огневых возможностей артиллерии — это закономерный результат снижения количественного состава артиллерии в полках ВС РФ в 2000-е годы.


Однако в отношении привлечения танков к выполнению задач полевой артиллерии закономерно возникает ряд вопросов. Во-первых, насколько целесообразно усиление артиллерии за счет танковых войск, отвлекаемых на выполнение несвойственных им артиллерийских огневых задач с ЗОП? Во-вторых, насколько эффективен танк при использовании его в качестве орудия полевой артиллерии? В-третьих, какова экономическая составляющая такого решения?
Ответом на первый вопрос я приведу ответ однокурсника по Челябинскому училищу оттуда – артиллерия сильно изношена, очень малый запас б/п. сильный контрбатарейный ответ ВСУ. Соответственно в таком варианте стрельба с ЗОП танка вынужденное решение. Целесообразнее, что бы каждый род войск выполнял свои задачи на поле боя. Но знать и быть готовым к такой стрельбе считаю просто необходимо (почему нам курсантам в 90-е об этом рассказывали?!) и в первую очередь необходимо написать и напечатать, для передачи в войска, методические рекомендации для организации стрельб танков с ЗОП.


На второй ответ будет выписка из «Наставлении по управлению огнем артиллерии» — танки могут быть привлечены к стрельбе с ЗОП только «при всестороннем содействии со стороны специалистов артиллерии в подготовке стрельбы, расчете поправок и установок». Самостоятельное выполнение танкистами всех перечисленных мероприятий рассматривалось как крайний случай с непредсказуемыми результатами. То есть танкам должна оборудоваться площадка с которой он будет вести огонь (так называемый нулевой горизонт позиции), будет предусмотрена линия огня, обеспечивающая свободный пролет танковых снарядов над преградами и рельефом местности, выданы таблицы стрельбы 125 мм пушки с ЗОП (однокурсник сказал, что они существуют в природе и у них есть), боковой угломер, отработаны команды по вводу поправок и есть корректировщик стрельбы (наблюдатель на переднем крае или оператор БПЛА). В данном случае эффективность стрельбы возрастает в разы, но нюансы, понижающие ее все равно будут. Артиллерия все же эффективнее. Есть информация что стреляют до 9800 м рассеивание там очень сильное.

Третий вопрос ответа не имеет, но имеет рекомендацию – не нужно стрелять из танка по воробьям, важность цели по которой стреляем должна быть по стоимости выше выпускаемых снарядов по ней. По техническим характеристикам ресурс живучести ствола танковой пушки при стрельбе осколочно-фугасными снарядами составляет около одной тысячи выстрелов (1800 по другой). У современных артиллерийских орудий этот показатель значительно выше и составляет 5—7 тысяч выстрелов. Для выполнения только одной огневой задачи с ЗОП каждому танку потребуется расходовать как минимум десять снарядов. При регулярном привлечении танков к выполнению подобных задач ресурс живучести стволов их орудий будет быстро израсходован. К тому же стоимость производства осколочно-фугасных танковых снарядов превышает цену однотипных снарядов для полевой артиллерии. Следовательно, при одинаковом расходе снарядов стрельба из танков с ЗОП экономически менее эффективна, чем стрельба из гаубиц.

И самое главное, что я не вижу пока ни в одной статье или рекомендации, в танковый батальон просто необходимо вводить батальонную артиллерию. Батарея из 2С9 или 2С23 просто необходима для решения следующих задач:
— незамедлительный огонь по засаде противника или вновь выявленной цели на поле боя, данные САО почти мгновенно могут открыть огонь по внезапно появившейся цели типа ПТУР или ПТО накрыв его 120 мм минами заставляя отступить или погибнуть.
— непосредственное сопровождение атаки танков на переднем крае причем в отличии от переносных минометов способны быстро менять позицию и защищены броней.
— в батальоне будет свой начальник артиллерии, который в силу навыков поможет организовать тот же огонь танков с ЗОП для танков батальона причем включая пехотные БМП-3 со схожей баллистикой.
— обучение пары командиров танковых рот для ведения огня с ЗОП (подготовка командиров и наводчиков, проверка износа стволов и ввод их в цифровой баллистический вычислитель, подготовка позиций танков для стрельбы с помощью буссоли, порядок ввода установок и корректировок).
— ну и последнее в этой батарее в управлении вводится отделение БПЛА для наблюдения и корректировки огня, что сделает батальон независимым от вышестоящих командиров при ведении боя.


На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Танковые пушки стреляют на одном заряде, и снаряд летит по настильной траектории. По этой причине при стрельбе танков осколочно-фугасными снарядами с ЗОП количество поражающих осколков будет минимальным. Помимо лучшего осколочного действия переменные заряды дают артиллерии еще одно немаловажное преимущество — возможность вести навесной огонь через гребни укрытий и поражать цели на обратных скатах высот. Танковые орудия выполнять такие задачи не могут. Для них выгодна прямая наводка или полупрямая по групповой или одиночной цели.


При ведении огня с ЗОП артиллерийская батарея значительно превосходит танковую роту по критериям точности стрельбы, кучности падения снарядов в районе цели и, как следствие, эффективности огня, привлечение танков к выполнению огневых задач с ЗОП не выгодно с экономической точки зрения (небольшой ресурс живучести орудийных стволов и более высокая стоимость производства снарядов


Не решен вопрос пополнения танковых снарядов после выполнения огневых задач с ЗОП, так как ни батальон, ни полк не имеют существенных резервов в них, кроме тех что заложены в танках. По-простому кто, как, чем и где будет накапливать запасы танковых снарядов для ведения такой интенсивной стрельбы.


В случае острой необходимости танковые подразделения могут привлекаться к выполнению огневых задач с ЗОП, но они должны быть к этому подготовленными. Для непосредственной подготовки танковых подразделений к стрельбе с ЗОП необходимо привлекать силы и средства артиллерийских подразделений.


В современной маневренной войне, где от обнаружения цели до выстрела должно проходить минимальное время, назрела острая необходимость наличия батальонной артиллерии. Страны НАТо еще с 50-х годов используют в танковых и механизированных войсках самоходные минометы 82-120 мм калибра установленные на шасси М113 и LAV-25 и не собираются отказываться от них в дальнейшем. Такой же вопрос задавался в войсках по опыту 2-х чеченских войн, но результат удручающий – 2С9 так и остались у ВДВ, а у СВ ВС РФ 2С23 30 штук не понятно где и 18 штук в морской пехоте.

Список привлекаемой литературы :
1 Стрельба из танков и самоходно-артиллерийских установок с закрытых огневых позиций: учебное пособие. М.: Воениздат МО СССР, 1958.
2 Наставление по управлению огнем наземной артиллерии. Ч. I. Управление огнем дивизиона (полка, бригады). М.: Воениздат МО СССР, 1970.
3 Правила стрельбы из танков (ПСТ-74). М.: Воениздат МО СССР, 1974.
4 Полковник А.П. Едемский «Стрельба из танков с закрытых огневых позиций, за и против» «военная мысль» 08.2021 г.

Комментарий — Воин Сто:

Вопрос обсмотрен верно и со всех строн. Это радует. В принципе о чем говорилось, то и подтвердилось! То есть, в современных реалиях ВС РФ которые очень далеки от возможностей СА и с учетом хода СВО танковые подразделения должны уметь вести огонь с ЗОП, а значит, тем более в обороне.

То есть танкистами должны готовится соответствующие данные и как следствие площадки для выполнения ОЗ. (То есть не горячительные глушить в лесополосе от безделья, в период между задачами а готовится встречать противника на всех доступных рубежах),

А это значит, что командирам танковых подразделений нужно своевременно разрабатывать возможные действия противника, отрабатывать варианты и сценария, в итоге готовится дать отпор теми средствами что у них есть в наличии — танковыми орудиями, а значит — системно вести воздушную разведку с дронов, в том числе и для принятия решения по выполнению огня с ЗОП.

И да, автор увы, но опять забыл про квадрокоптеры и БПЛА в виде нового подразделения в составе ТБ или ТР, а возложил традиционно всю подготовку на артиллеристов, туда же он дроны и предлагает разместить..

Автор ни как не возьмет в толк, что в ТБ артиллерию не дали во времена жирного СССР, а сейчас и подавно не дадут. Сам же автор и пишет о проблемах с артиллерией и специалистами. Кроме того, у дронов куда более широкий функционал, а не только служить в рамках одного рода войск, в даном случаи артиллерии.

Именно по этому в предлагаемом штате 7-го ОТБ и предлагается ввести взвод воздушной разведки в отб и оператора дрона в управлении танковой роты. А в управление отб вести офицера по артиллерии… Хотя при дронах он уже не нужен, но нужен специалист по взаимодействию с ВВС.

А так да, согласен с посылом статьи. Не вижу подписи или автора текст.

Будем условно считать, что автор статьи тот, кто ее и выставил: Константин Пыршов